БАБОЧКА- способ несения парусоа на яхтах с косым парусным
вооружением, когда на полных курсах носовые паруса выносят
на противоположный, по отноше-нию к кормовым парусам, борт
для повышения скорости и устойчивости на курсе яхты.
БАК- надстройка в носовой оконечности яхты. Часто баком называют
носовую часть палубы (см. фордек). Передняя часть судна от
носа до передней мачты.
БАКАН(БАКЕН)- плавучий знак навигационной обстановки, устанавливаемый
на якоре на границе фарватера или судового хода, преимущественно
на реках.
БАКС- штука дерева, соединяющая киль с форштевнем.
БАКШТАГ 1. Курс, когда угол между ДП яхты и направлениемлинией
ветра более 90* и менее 180*; 2. Снасть стоячего такелажа,
раскрепляющая мачту к борту и в корму; 3. Для бушприта - см.
ватер-бакштаги 180*.
БАКШТОВ- трос, выпущенный за корму стоящего на якоре судна,
для закрепления (взятия на бакштов) другого судна.
БАЛЛАСТ- груз, размещаемый внутри или вне корпуса яхты, для
обеспечения необходимой осадки и остойчивости. Разделяют на
жидкий (топливо, вода) и твердый (укладываемый в корпус, заливаемый
в фальшкиль и т.д.).
БАЛЛЕР- конструкция с осью вращения или вал, жестко соединенный
в нижней части с пером руля, а в верхней с румпелем.
БАЛУН- передний, дополнительный, полно-скроенный парус для
слабых ветров на полных курсах. Паруса аналогичного назначения-гнуя,
дрифтер, ричер.
БАЛЯСИНА - ступенька в виде точеного рейка.
БАНКА- 1. Сиденье на небольших беспалубных лодках, одновременно
служащее для расспорки бортов; 2. Отдельно расположенная мель
ограниченных размеров.
БАНТ- поглоса парусины, нашитая на парус с целью его подкрепления
в местах пробивки риф-люверсов.
БАР- 1.Единица давления. 2.Валообразная наносная отмель в
прибрежных районах.
БАРБАРА - дополнительная оттяжка шкотового угла стаксея к
палубе.
БАРХОУТ- утолщенный пояс наружней обшивки в районе ватерлинии.
БЕГУЧИЙ ТАКЕЛАЖ- снасти, служащие для постановки подвижного
рангоута и парусов, а также для управления ими.
БЕЙДЕВИНД - курс, когда угол между диаметральной плоскостью
яхты и направлением ветра меньше 90*. Крутой бейдевинд - если
угол меньше 45*, полный-больше 60*.
БЕЙФУТ- 1.Кольцо из обшитого кожей троса или железа для крепления
рея или гафеля к мачте или стеньге; 2. Простой ракс-бугельё,
если гик (гафель) имеет усы.
БЕНЗЕЛЬ- перевязка двух толстых тросов линем или каболкой.
БЕРМУДСКИЙ ПАРУС- прямоугольный, треугольный, косой косой
парус, обладает высокими аэродинамическими характеристиками,
позволяет идти яхте в бейдевинд.
БЕСЕДКА- подвешенное сиденье (доска) для подъема человека
на мачту или для работы за бортом яхты.
БИЗАНЬ- нижний косой парус на бизань-мачте.
БИЗАНЬ-МАЧТА-к кормовая мачта на многомачтовых парусниках,
а также на двухмачтовых яхтах, если она ниже передней (на
иоле, кеэче).
БИМС- подпалубная балка поперечного набора корпуса яхты.
БИТЕНГ-металлическая тумба на палубе крейсерской яхты для
крепления тросов.
БЛИНД- прямой парус, ставившийся на старинных парусниках
под бушпритом.
БЛИНДОУС- распорный шест для отклонения бакштагов.
БЛОК- шкив с фиксированной осью и желобом по окружности для
изменения направления тяги троса, цепи.
БЛУПЕР(БИГБОЙ)- вспомогательный, косой, летучий, “пузатый”
парус, поднимаемый с подветра от спинакера.
БОКАНЦЫ- небольшие выстрелы на баке для выноса на ветер фока-галсов
или на юте для отвода и сохранения от перетирания о корпус
и такелаж брасов.
БОН- закрепленное на месте (к берегу, на якоре, за палы)
плавучее, малопогруженное сооружение с настилом, предназначенное
для швартовки маломерных судов или дру-гих специальных целей
(заграждение, переправа и т.д.).
БОРА- сильный, порывистый, холодный ветер, дующий со склонов
гор у моря.
БОРГ- снасть стоячего такелажа, на которой висит нижний рей.
БОРДСЭЙЛИНГ- плавание на доске под парусом (виндсэрфинг,
виндгляйдер и т.д.).
БОРТ- боковая стенка (сторона) корпуса яхты от форштевня
до ахтерштевня.
БОУТ- усиливающая, вертикальная, косая или секторная накладка
на парусе из парусины или ленты в местах особых нагрузок,
перетирания, пробивки (вшивания) лю-версов, кренгельсов, гатов.
БОЦМАНМАТ - звание строевого унтер-офицера в русском и польском
флоте, соответствующее современному званию старшины первой
статьи.
БРАНДЕР-ЩИТ- вертикальный щит, закрывающий основной вход
в каюту яхты.
БРАС- снасть бегучего такелажа, закрепленная на ноке спинакер-гика
или рея и служащая для их разворота в горизонтальной плоскости
и удержания под нужным углом.
БРАШПИЛЬ- палубный механизм с горизонтальной осью вращения,
предназначенный для подъёма якоря и выбирания тросов при швартовке.
БРЕШТУК- связь, соединяющая клямсы с форштевнем или ахтерштевнем.
БРИДЕЛЬ- якорная цепь (трос), прикрепляемая коренным концом
к мертвому якорю на грунте, а ходовым - к рейдовой швартовной
бочке (бую, плав.пирсу, бону и т.д.).
БРИЗ- ветер в прибрежных районах, который в течении суток
меняет свое направление под влиянием разностей температур
поверхностей суши и воды (днем - с моря на сушу, ночью - с
суши на море).
БРИФОК- четырёхугольный парус со свободной нижней шкаториной,
поднимаемый на передней мачте на брифок-рее. В отличии от
фока, брифок не привязывают к рею.
БРОСАТЕЛЬНЫЙ КОНЕЦ - легкий трос с грузом (легостью) на
конце. С его помощью подаются швартовы.
БРОЧИНГ - явление полной потери управляемости при попутнных
ветрах, когда яхта резко заваливается через скулу, а руль
выходит из воды.
БРЮКАНЕЦ - защитный зонт из водонепроницаемой ткани вокруг
мачты в районе пяртнерса, прерпятствующий попаданию воды в
корпус яхты.
БУГЕЛЬ - железный обруч, надеваемый на рангоут для его укрепления
или соединения составных частей.
БУЕР - 1.Небольшое (до 20 м.), плоскодонное, одномачтовое
голландское судно прибрежного плавания со шпринтовым или гафельным
вооружением и шверцами.м и шверцами. 2.Парусная яхта на коньках
для скольжения по льду, снежному насту.
БУЙ - 1.Плавучий знак навигационной обстановки, стоящий на
мертвом якоре. Служит, как правило, для ограждения опасных
мест, а также для указания осей, сторон, и поворотов рекомендованных
фарарватеров. 2.Плавучесть, соединенная через буйреп с мертвым
якорем. Используется для швартовки яхт.
БУЙРЕП - 1.Трос, связывающий буй с мертвым якорем. 2.Трос
с плавучестью (томбуем) на поверхности и коренным концом на
тренде якоря, для обозначения места отдачи якоря, и, по необходимости,
для облегчения его отрыва от грунта.
БУКСИРОВКА - тяга одного судна (буксируемого) другим судном
(буксиром) с помошью буксирного троса (буксира), или методом
толкания, или лагом (буксировка судна ошвартованного бортом
к буксиру).
БУКСИРОВОЧНЫЙ ОГОНЬ - желтый огонь на корме буксирующего
судна.
БУЛЬБОКИЛЬ - консрукция плавникового яхтенного киля с прикрепленным
к нижней кромке тяжелым балластом (бульбом) обтеканемой формы.
БУЛИНЬ - 1. Тонкий трос (линь) внутри задней шкаторины косого
паруса, служащий для регулировки профиля паруса. 2.Снасть
для выноса вперед наветренной, боковой шка-торины прямого
паруса.
БУХТА - небольшой залив, отделенный от моря мысами или островами.
БУХТА ТРОСА - 1. Трос или снасть, свернутая кругами или восьмерками.
2. Упаковка нового троса в виде полого цилиндра.
БУШПРИТ- горизонтальное или наклонное рангоутное дерево,
выступающее вперед с носа яхты и служащее для выноса штагов
и галсовых углов кливеров.
ВАНТЫ-снасти стоячего такелажа, раскрепляющие мачту с бортов.
Нижние концы вант крепятся к талрепам (юферсам), через которые
нагрузки передаются на вант-путенсы (специальные оковки, палубные
фитинги), скрепленные с набором корпуса.
ВАТЕР-БАКШТАГИ - снасти, раскрепляющие бушприт к бортам яхты.
ВАТЕРВЕЙС- 1.Толстые, деревянные брусьья, идущие по бортам
яхты и составляющие часть палубного настила. 2. Водопроток
на открытой палубе вдоль бортов.
ВАТЕР-ВУЛИНГ - скрепление бушприта с водорезом (тросовое,
цепное и т.д.).
ВАТЕРЛИНИЯ- 1. Линия соприкосновения поверхности воды с корпусом
яхты, разделяющая борт на надводный и подводный. 2. Кривая
теоретического чертежа корпуса судна, образуемая пересечением
поверхности корпуса горизонтальной плоскостью.
ВАХТЕННАЯ СЛУЖБА (ВАХТА)- основной вид дежурства на судах,
обеспечивающий их плавание, безопасность и живучесть. Все
сведения об эксплуатации судна, работе его механизмов, изменениях
в личном составе и т.д. заносятся в вахтенный журнал.
ВЕЛЬПСЫ- рёбра на барабане шпиля (брашпиля), препятствующие
скольжению троса.
ВЕРЕТЕНО ЯКОРЯ- продольный стержень якоря.
ВЕРП- вспомогательный, завозной якорь на судне.
ВЕРПОВАНИЕ- передвижение посредством подтягивания к верпу,
который завозят в нужное место на шлюпке.
ВЕРТИКАЛ (светила)- большой круг на небесной сфере, проходящий
через зенит, надир, и светило.
ВЕРТЛЮГ- 1. Креуговой шарнир. 2. Винтовой стяжной механизм
(см. талреп).
ВЕХА- плавучий знак навигационной обстановкиё, предназначенный
для ограждения опасностей и указания сторон фарватера. Состоит
из шеста на шприт-бакене и голика или другой топовой фигуры.
ВЗЯТИЕ РИФОВ- Уменьшение площади парусаё для косых парусов
- путем увязывания нижней части рифштертами или наматыванием
ее на гикёе, а для прямых парусов - путем увязывания верхней
части паруса к рею.
ВИНДЗЕЙЛЬ- поворотнаяё, наискось срезанная вентиляционная
труба на палубе.
ВОДОРЕЗ- передняя часть форштевня, защищающая его от повреждений.
ВООРУЖЕНИЕ ПАРУСНОГО СУДНА- совокупность парусовё, рангоутаё,
такелажаё, палубных механизмов и дельных вещейё, предназначенных
для постановкиё, уборки и управления парусами. Различается
два основных вида парусного воооружения: косое- с парусами
параллельно диаметральной плоскости (ДП) корпуса ё и прямое-с
парусами на реях, перпендикулярно ДП судна.
ВОССТАНОАВЛЕНИЕ ШВЕРТБОТА (КАТАМАРАНА)- подъем швертбота
(катамарана) на ровный кильё, когда он лег парусами на воду
или совершил поворот оверкиль.
ВУЛИНГ- 1. Шлаги троса, положенные тесноё, рядом друг с другом
на однодревковой мачте для ее укрепления. 2. См. ватер-вулинг.
ВЫБИРАТЬ- подтягивать снасть (трос), обеспечивая ее натяжение.
Противоположное действие - травить.
ВЫБЛЕНКА- 1. Ступенька из троса на вантах. 2. Выбленочный
морской узел.
ВЫМБОВКА- деревянный рычаг для вращения шпиля вручную.
ВЫПИНГ- волновая вибрацияё, неустановившиеся упругие колебания
корпусаё, вызываемые ударами днища и бортов о воду - слемингом
и накатом воды на палубу.
ВЫСОТА СВЕТИЛА - угол между плоскостью истинного горизонта
и направлением на светило.
ВЫСТРЕЛ - рангоутное деревоё, упирающееся в другое рангоутное
деревоё, борт или корпусную конструкцию для отвода снастей
или такелажа. См. так же - аутригер.
ГАВАНЬ- защищенная от волн прибрежная часть водной поверхности,
предназначенная для стоянки судов.
ГАК- крюк, служащий для подъёма или закрепления груза.
ГАКАБОРТ- верхняя часть кормы или кормовой надстройки, от
раковины до планширя.ная для стоянки судов.
ГАК- крюкё служащий для подъема или закрепления груза
ГАКАБОРТ- верхняя часть кормы или кормовой надстройки (юта)
судна от раковины до планширя.
ГАКАБОРТНЫЙ ОГОНЬ- буксировочный огонь (желтый)ё, выставляемый
на корме буксирующего судна.
ГАЛС- 1. Курс яхты относительно ветра без учета угла к ветру.
Различают правый и левый галсыё, по названию бортаё, в который
дует ветер. 2. Снасть,ё талиё, с по-мощью которыхой удерживается
нижнийё, наветренный угол паруса- галсовый.
ГАЛФВИНД- курс относительно ветраё ,когда угол между ДП яхты
и направлением ветра составляет 90* (полветра).
ГАЛЬЮН- 1. Туалет на яхте. 2. Площадка над водорезом служившая
гальюном на старинных парусных судах.
ГАЛЬЮННАЯ ФИГУРА- носовое украшение (скульпрура) на парусниках.
ГАНДИКАП- коэффициент или измеряемая в секундах величинаё,
используемые для сравнительной оценки результатовё показанны,
показанных в гонках х в гонках яхтами с различны-ми гоночными
баллами.
ГАРДЕЛЬ- снасть бегучего такелажа для подъема нижних реев
и гафелей.
ГАТ- отверстие в парусеё, рангоутном дереве или корпусной
конструкции для проводки снастейё, размещения шкивов и т.д.
ГАФЕЛЬ- наклонное рангоутное деревоё, поднимаемое по мачте
и упирающееся в нее пяткой. Гафель служит для растягивания
по нему верхней шкаторины косых четырехугольных парусовё,
а также для крепления шкотовых углов топсе-лей. Паруса, поднимаемые
на гафелеё, называют- гафельнымиё, а оснастку суд-на с такими
парусами - гафельным вооружением.
ГЕЛЬМПОРТ- вырез в нижней части кормы или ахтерштевне судна
для проводки баллера руля. Над гельмпортом обычно устанавливается
(водонепроницаемо) гелмпортовая трубаё, в которой и завешивается
баллер руля.
ГЕНУЯ- большойё, широкий стаксель со шкотовым угломё, заходящим
за мачту яхты.
ГИК- горизонтальное рангоутное деревоё, опирающееся пяткой
в мачту через вертлюг (для парусов - в корму от мачты). Служит
для растягивания нижней шкаторины косого поруса и носит его
название ( грота-гикё, бизань-гик и т.д.). Оснащается : гика-шкотомё,
топенантомё, оттяжкой гикаё, завал-талями. Для рас-тягивания
нижней шкаторины гик оснащается шкотом (грота-шкотё, бизань-шкот
и т.д.)ё, а для взятия рифов - шкентелями и риф-талями. Особая
оснастка у гика с патент-рифом. Гик для передних парусов (стаксель-гикё,
кливер-гик) опирается через вертлюг на фитинг у своего штага.
См. также спинакер-гик.
ГИНИ- тали с увеличенными размерами блоковё, числом шкивов
и толщиной лопарей. Гиниё, как минимумё, имеют два трехшкивных
или двух- и трехшкивный блоки.
ГИТОВЫ- снасти бегучего такелажа для подтягивания к рею шкотовых
углов прямого паруса или шкаторин косого паруса к гафелю и
мачте при его уборке.
ГЛАГОЛЬ-ГАК- откидной гакё, удерживаемый в рабочем положении
особым звеном цепи.
ГЛИССИРОВАНИЕ- режим движения яхтыё, при котором под действием
динамических сил воды изменяется ее посадка - нос поднимается
а корма оседаетё, скороть хода при этом увеличиваетя (судно
выходит на глиссирование).
ГОЛАНИТЬ- придавать шлюпке ход вперед с помощью особых винтообразных
движений кормового весла.
ГОЛУБНИЦА- отверстие в фальш борту судна на уровне верхней
палубы в форме трапеции со скругленными верхними углами.
ГОНГ- металлическое устройство в форме тарелки для подачи
звуковых сигналов.
ГОЛИК- плетеная топовая фигура на вехе.
ГОНКИ- соревнования яхт. Разделяются на классные гонки -
для яхт одного класса (или с равными гоночными баллами) и
гадикапные - с раличными гон. баллами.
ГОНОЧНЫЕ ЯХТЫ- парусные яхты предназначенные для участия
в гонках. Подразделяются на яхты международногоё, олимпийского
и национальных классов.
ГОНОЧНЫЙ БАЛЛ- величинаё, выражаемая в метрах или футах и
обозначающая скоростной потенциал - “гоночную силу” яхты.
Получается в результате обмера корпусаё, парусов и расчета
по специальным формулам.
ГОРДЕНЬ - 1. подъемное приспособлениеё состоящее из закрепленного
одношкивного блока и пропущенного через него троса (шкентеля).
2. Снасть бегучего такелажа для подтягивания шкаторины прямого
паруса к рею. Горденьё, подтягива-ющий парус за середину шкаториныё,
называется бык-гордень.
ГРЕП- нижняя часть водореза.
ГРОТ- косой парусё, поднимаемый на грот-мачте (в корму) яхты
с косым вооружениемё, или прямойё, самый нижний парус на грот-мачте
яхты с прямым вооружением.
ГРОТ-МАЧТА- вторая от носа и последующиеё, кроме кормовойё,
мачты на многомачтовом парусном судне; средняя мачта на трехмачтовом
судне; более высокая или втораяё, при равной высотеё. на двухмачтовом
судне; мачтаё, если она - одна.
ГРОТА-ШКОТ- снастьё, растягивающая нижнюю шкаторину грота
вдоль гика.
ГРУНТОВ- отрезок тросаё, крепящий по походному шлюпку на
шлюп-балках .
ДАЛЬНОСТЬ ВИДИМОСТИ- максимальное расстояниеё на котором
можно увидеть предмет в море. Различают геометрическуюё, оптическую
и метеорологичес-кую дальности видимости.
ДЕВИАЦИЯ- (у магнитного компаса) отклонение чувствительного
элемента (магнитной стстрелки, картушки) компаса от направления
магнитного меридиана под дейстствием собственного магнитного
поля судна.
ДЕЙДВУД- подводная часть кормового или носового заострений
судна в месте сопряжения киля с ахтерштевнем или форштевнем.
На яхтах плотно заполняется деревом, пластиком, цементом,
цисцернами и т.д.
ДЕЛЬНЫЕ ВЕЩИ- общее название некоторых съемных элементов
оборудования на яхте (иллюминаторы, двери, трапы, леерные
стойки, скобы, блоки и т.д.).
ДИНГИ- тип гоночного швертбота-одиночки (экипаж - 1 человек).
ДП- диаметральная плоскость (яхты).
ДИРИК-ФАЛ- снасть бегучего такелажа для подъёма и удержания
гафеля под углом.
ДИФФЕРЕНТ- наклон судна в продольной плоскости.
ДНИЩЕ- заглублённая, подводная часть обшивки корпуса судна.
ДРЕЙФ- снос движущейся яхты с линии её курса под влиянием
ветра, без учета течения. Дрейф измеряется углом дрейфа ,
заключённым между кильватерной струей (линией пути) и ДП яхты.
ЖВАКА-ГАЛС- специальное устройство или узел крепления коренного
конца якорного каната (цепи) на судне.
ЖИВУЧЕСТЬ- способность судна при повреждении сохранять свои
эксплуатационные и мореходные качества. Обеспечивается непотопляемостью,
пожаробезопасностью, надежностью технических средств и подготовленностью
экипажа.
ЗАВАЛ-ТАЛИ- снасть для удержания гика, предотвращающая его
самопроизвольный переброс на другой борт на полном курсе.
ЗАЛОЖИТЬ- 1.Закрепить конец, трос. 2.Заложить галс (жарг.)-
продолжительное движение одним галсом.
ЗЕНИТ- на вертикале, точка пересечения перпендикуляра через
наблюдателя к плоскости горизонта.
ЗНАКИ НАВИГАЦИОННОЙ ОБСТАНОВКИ- ориентиры и сооружения, служащие
для обеспечения безопасности плавания судов (маяки, створные
знаки, буи, бакены, вехи).
ЗЮЙДВЕСТКА - непромокаемый головной убор с широкими полями.
КАРЕТКА- переставляемое или подвижное устройство на погоне
для переноса направления тяги гика-шкота.
КАРТУШКА- чувствительный элемент магнитного компаса, определяющий
направление магнитного мередиана.
КАТ- тали или шкентель для подъёма якоря на борт, обычно
через кат-балку.
КАТ-БАЛКА- выстрел на фордеке для подъёма якоря на борт.
КАТАМАРАН- яхта с двумя соединенными по палубам, параллельно
расположенными корпусами. Обладает повышенной поперечной остойчивостью.
КАЧКА- колебания яхты под воздействием волн, разделяется
на продольную (килевую), и поперечную (бортовую).
КАЮТА- яхтенное жилое помещение.
КЭЧ- тип вооружения двух-мачтовой парусной яхты с бизань-мачтой
перед рулевым устройством.
КИЛЕВАНИЕ- 1.Искусственное наклонение яхты до обнажения киля
на стоянке (для очистки корпуса, ремонта и т.д.) 2. Протаскивание
провинившегося моряка на конце под килем судна.
КИЛЬ - основная балка продольного набора, лежащая в ДП судна.
КИЛЬБЛОК- элемент опорного устройства для выставления яхты
на суше.
КИЛЬВАТЕР- строй судов, идущих в одной линии друг за другом.
КИЛЬВАТЕРНАЯ СТРУЯ- след на поверхности воды позади идущей
яхты.
КИЛЬСОН - (флор-тимберс) продольная связь днищевой части
шпангоутов.
КИПА - отводное устройство на палубе для проводки шкота переднего
паруса (стакселя) на лебедку, утку.
КИПОВАЯ ПЛАНКА- приспособление для изменения направления
снастей и предохранения их изломов.
КЛАМП- стопор в виде накладки на рангоутном дереве, препятствующий
проскальзыванию охватывающей это дерево снасти.
КЛЕВАНТ- деревянный брусок цилиндрической формы для крепления
сигнальных флагов к фалам и прочих соединений линей.
КЛЕТЕНЬ- тонкий линь, накладываемый вокруг троса при его
клетневании.
КЛЕТНЕВАНИЕ- вид такелажных работ, при которых на трос кладут
тонкие полоски про смоленной парусины (клетневину), а затем
клетень.
КЛИВЕР- 1.Косой, треугольный парус, который ставится перед
стакселем.Следующий перед ним парус называется бом-кливер.
Если кливер ставится без крепления к штагу (со свободной передней
шкаториной), то его называют летучим. 2.Передний парус на
шлюпке, оснащенной разрезным фоком.
КЛОТИК- деревянная или металлическая глухая шайба, надеваемая
на топ.
КЛЮЗ- отверстие в фальшборте, палубе или борту, окантованное
прутком или отливкой, служащее для проводки троса или цепи.
КЛЯМСЫ- толстые поясья, укрепляемые с внутренней стороны
борта судна, на которые кладут бимсы.
КНЕХТ- деталь швартовного устройства в виде парных металлических
тумб на общем фундаменте, прикрепленном к палубе. Швартовы
накладываются восьмёрками.
КНИЦА- пластина (штука дерева) треугольной или трапецевидной
формы, соединяющая сходящиеся под углом балки набора корпуса
судна.
КНОП- узел в виде утолщения на конце троса.
КНЯВДИГЕД- верхняя часть водореза.
КОКПИТ- открытое сверху, замкнутое пространство на яхте для
работы экипажа на ходу. Распространенный самоотливной кокпит-
небольшое углубление в палубе.
КОМИНГС- вертикальное, водонепроницаемое ограждение люков
и других вырезов в палубе судна, а также порог у входа в помещение.
КОМПАС (магнитный)- навигационный прибор, работа которого
основана на использовании свойсва магнитной стрелки устанавливаться
по направлению силовых линий внешнего магнитного поля.
КОМПАСНЫЙ КУРС- курс яхты по компасу.
КОМПРОМИС-тип корпуса балластированной (килевой) яхты со
швертом.
КОНЕЦ- 1.Не металлический трос на яхте. 2.Собственно концы
снасти, один из которых коренной (закрепленный), а другой
- ходовой (перемещаемый).
КОНТРАТИМБЕРС- наклонная балка продольного набора, являющаяся
продолжением ахтерштевня при наличии кормового свеса.
КОНТРАФОРС- 1.Распорка в звене якорной цепи. 2.Распорка у
стоек фальшборта или леерных стоек.
КОРМА- оконечность яхты, начинающаяся от ахтерпиковой переборки
и заканчивающаяся ахтерштевнем (контратимберсом) и транцем
(при его наличии).
КОРМОВОЙ ОГОНЬ- белый огонь на корме судна (МППСС-72).
КОРПУС ЯХТЫ-основа яхты, состоящая из внешней оболочки (наружней
обшивки, настила верхней палубы, надстроек и рубок), подкреплённая
набором и переборками.
КРАНЕЦ- приспособление, служащее для амортизации ударов и
защиты борта яхты о причал или другое судно на швартовках
и стоянках.
КРАНЦЕВАЯ ДОСКА- доска, подвешенная с борта яхты между причалом
и кранцами.
КРАСПИЦА- 1.Распорка, отводящая ванты от мачты. 2.Поперечный
брус, положенный на лонго-салинг. 3.Выступ на битенге для
поддержания шлага цепи.
КРЕЙСЕРСКОЕ ПЛАВАНИЕ- плавание (хождение) на яхте от порта
до порта, по определенному маршруту.
КРЕН- наклонение яхты в поперечной плоскости (вокруг продольной
оси).
КРЕНГЕЛЬС- кольцо, петля, полукольцо, вшитое в парус у шкаторины
или в шкаторину.
КРУТОЙ КУРС (ОСТРЫЙ КУРС)- бейдевинд. Круто (остро) ходить-
возможность удерживать яхту на крутом бейдевинде не теряя
хода. Противопожное- полно ходить.
КРУГОВОЙ ОГОНЬ- белый огонь кругового свечения, выставляется,
как правило, на судне, стоящем на якоре. Подробнее см. МППСС-72
и якорные огни.
КРЮЙС-ПЕЛЕНГ- определение места яхты по пеленгам на ориентир,
курсу и пройденному расстоянию.
КУБРИК- помещение на яхте для размещения экипажа и оборудования.
КУРСОВОЙ УГОЛ- горизонтальный угол между ДП яхты и направлением
на ориентир.
КУРС ЯХТЫ- горизонтальный угол между северной частью меридиана
и направлением движения. Различают компасный (КК), магнитный
(МК) и истинный (ИК) курсы.
КУРС ЯХТЫ ОТНОСИТЕЛЬНО ВЕТРА- угол между направлением ветра
и ДП яхты. Различают: бейдевинд, галфвинд, бакштаг и фордевинд
(правого или левого галса).
ЛАВИРОВКА- передвижение яхты к цели, находящейся
“наветру” курсами бейдевинд, периодически меняя галсы (зигзагом).
ЛАГ- прибор (устройство) для измерения скорости
(пройденного расстояния) судна.
ЛАГЛИНЬ- линь со специальной разметкой для
ручного, забортного лага.
ЛАГОМ- положение ошвартованых судов или “на
ходу” относительно друг друга, когда они выставляются “борт
к борту”.
ЛАТА- тонкая, плоская гибкая рейка из дерева
или пластика, вставляемая в латкарман, нашитый от задней шкаторины
на парусе Бермудского покроя. Служит для придания парусу правильного
аэродинамического профиля.
ЛАТИНСКОЕ ВООРУЖЕНИЕ- косое вооружение с треугольным
парусом, крепящимся к длинному, наклонному рейку (рю).
ЛЕБЕДКА- механизм для увеличения тяги при
выбирании снастей за счет передачи усилий через шестерни различных
диаметров.
ЛЕВЕНТИК- положение яхты носом против ветра,
когда паруса перестают работать.
ЛЕДЖЕС- полубимс, брус между карлингсами.
ЛЕЕР- 1.Металлический прут или трос вдоль
рангоутного дерева для привязывания парусов. 2.Ограждение
верхней палубы яхты. Состоит из металлических леерных стоек
и тросов или прутьев-лееров, протянутых между ними. См. также
- релинг.
ЛЕЖАТЬ В ДРЕЙФЕ- находиться под воздействием
внешних сил (ветер, течение), не используя их для целенаправленного
движения.
ЛЕТУЧИЕ ПАРУСА- те носовые паруса, которые
не крепятся по передней шкаторине к штагам и ,обычно, ставятся
при слабых ветрах.
ЛЁГОСТЬ- оплетённый сверху парусиновый мешочек
с песком. Привязывается к бросательному концу и облегчает
его прицельное бросание.
ЛИКПАЗ- полузакрытый жёлоб на (в) рангоутном
дереве, в который заводится ликтрос или ползуны шкаторины
паруса, что обеспечивает быструю и удобную постановку и уборку
паруса. Ликпаз также является основным элементом штаг-пирса.
ЛИКТРОС- растительный или синтетический трос
пологой свивки, который пришивают к кромке паруса (шкаторине)
для повышения его прочности и крепления к рангоуту. Для кливеров
(стакселя) на яхтах применяют гибкие, стальные тросы, которыевшивают
в передние шкаторины парусов.
ЛИНЁК- короткий кончик, с узлом на конце,
для наказания матросов в старом флоте.
ЛИНЬ- растительный или синтетический, обычно,
плетёный трос окружностью до 25 мм. Широко используется в
парусном деле (для шнуровки чехлов, флагофалов, лотов, бросательных
концов ит.д.).
ЛИНИЯ ПУТИ- линия, по которой фактически перемещается
судно относительно грунта, с учетом дрейфа и сноса.
ЛИСЕЛЬ- нижний летучий парус прямого вооружения,
ставится на специальном рангоутном дереве - лисель-спирте.
На яхтах ставится под гиком на полных курсах.
ЛОКСОДРОМИЯ- линия на земной поверхности,
пересекающая все мередианы под одним и тем же углом. На морских
картах в меркаторской проекции локсодромия изображается прямой
линией.
ЛОНГА-САЛИНГИ- продольные брусья на нижней
части топа мачты или стеньги, служащие вместе с краспицами
и чиксами основой марса или салинга.
ЛОПАРЬ- часть троса основанная между блоками
или юферсами.
ЛОТ- прибор (устройство) для измерения глубин
с борта судна.
ЛОТЛИНЬ- линь со специальной разметкой ручного
лота, к которому прикрепляют груз.
ЛОЦИЯ- 1.Раздел судовождения, изучающий условия
плавания в водном бассейне. 2.Название навигационного пособия,
содержащего подробное описание отдельных районов водных бассейнов,
их берегов, навигационной обстановки и т.д.
ЛОЦМАН- специалист по проводке судов в определенном
районе. Бывает обязателен к приему на борт, но ни в коей мере
не подменяет капитана.
ЛЬЯЛО- углубление в трюме судна для сбора
воды, масел и т.д. - льяльных вод.
ЛЮВЕРС- круглое отверстие в парусе, тенте
и т.д., оплетённое тросом или обжатое металлическим кольцом.
ЛЮГЕР- 1.Косой трапецевидный парус, поднимаемый
на рейке. 2.Судно с люгером.
ЛЮК- отверстие в палубе яхты для прохода людей,
освещения и вентиляции помещений.
МАГНИТНОЕ СКЛОНЕНИЕ- угол между географическим и магнитным
меридианами в рассматриваемой точке земной поверхности. Положителен
при восточном склонении, отрицателен при западном.
МАГНИТНЫЙ КУРС- курс с учетом магнитного склонения.
МАРКА-1.Способ заделки конца троса. 2.Отметка на снасти,
лине.
МАРКИЗОВА ЛУЖА- ироническое название Невской губы- восточной
части Финского залива вблизи устья р. Невы. Под командованием
маркиза де-Траверсе (Х1Х в.) Российский Балтийский флот никогда
не выходил дальше Кронштадта.
МАРС- площадка на топе мачты для разноса стень-вант и работы
с парусами.
МАРСЕЛЬ- второй снизу прямой парус, ставящейся между марса-реем
и нижним реем.
МАРТИН-ГИК- рангоутное дерево, подвешенное вертикально под
ноком бушприта для утлегарь- и бом-утлегарь-штагов и мартин-бакштагов.
Уст.назв.-выстрел бушприта.
МАРТИН-БАКШТАГ- трос, идущий от нока мартин-гика к борту
судна.
МАРТИН-ШТАГ- трос, идущий от нока мартин-гика к ноку утлегаря.
МАТ- циновка или коврик, изготовленный из мягкого троса.
МАЧТА- вертикальное рангоутное дерево, возвышающееся над
верхней палубой и расположенное, как правило, в ДП судна.
На яхте служит для постановки парусов.
МАЯК- навигационное сооружение с источником света и своей
характеристикой огня, служащее для опеделения местоположения
судна .
МЕЛКОВОДЬЕ- часть водного бассейна с малыми или относительно
малыми глубинами.
МЕЛЬ- участок дна, отделенный от берега глубокой водой.
МЕРКАТОРСКАЯ ПРОЕКЦИЯ- нормальная, равноугольная цилиндрическая
проекция, наиболее распространённая при составлении морских
карт.
МЕРНАЯ ЛИНИЯ (МИЛЯ)- участок прибрежной акватории со специальными
створными знаками на берегу, предназначенный для замеров скоростей
и ошибок лагов.
МИДЕЛЬ-ШПАНГОУТ(МИДЕЛЬ)-линия пересечения наружней поверхности
корпуса судна с вертикальной, поперечной плоскостью, делящей
пополам его теоретическую длину
МИЛЯ (морская)- единица длины, равная одной дуговой минуте
меридиана (1852 м).
МОРЕХОДНЫЕ ТАБЛИЦЫ- сборник различных таблиц, необходимых
для решения навигационных и астрономических задач.
МППСС-72 - Международные правила предупреждения столкновения
судов, 1972 г.
МУСИНГ- утолщение (узел) на середине или конце висящего вертикально
троса, служащее опорой для ног.
МУШКЕЛЬ- деревянный молоток, используемый при такелажных
и отделочных работах.
НА ХОДУ- термин “на ходу” означает, что судно не стоит на
якоре, не ошвартовано к берегу и не стоит на мели, (МППСС-72).
НАБОР КОРПУСА ЯХТЫ- совокупность поперечных и продольных
балок, составляющих остов яхты и опору для обшивки.
НАВАЛ- касание корпусом судна причала или борта другого судна,
не погасив предварительно собственную инерцию.
НАВЕТРЕННЫЙ (борт, шкот и т.д.)- находящийся ближе к ветру.
Противоположный борт - подветренный. Находиться наветру -
быть с той стороны, откуда дует ветер.
НАВИГАЦИЯ- 1.Мореплавание, судоходство. 2.Раздел курса судовождения.
НАГЕЛЬ- 1.Деревянный или металлический стержень для скрепления
элементов корпуса и рангоута яхты. 2.См. кофель-нагель.
НАДИР- точка пересечения вертикала и линии горизонта.
НАДСТРОЙКА- закрытое сооружение на палубе, простирающееся
от борта до борта.
НАЙТОВ- снасть для закрепления оборудования и имущества.
Найтовить - крепить.
НАКТОУЗ - кранштейн около метра двадцати сантимов высотой
на нём крепится компас, выполнен обычно из силумина, а внутри
распологаются дивиационные магниты - своеобразные "противовесы"
магнитному полю судна. Их позиционируют на спец. полигоне
где заранее известны стороны света!
НАСТИЛ ПАЛУБЫ- её жёсткое покрытие деревом, металлом, пластиком
и т. д.
НАУТОФОН- электромагнитный звукоизлучатель, работает в тумане
на отдельных маяках.
НАШИВКА- усиление по шкаторине паруса из парусины.
НЕВЯЗКА МЕСТА- расхождение счислимого и обсервованного места
судна.
НЕДГЕРСЫ- брусья с обоих сторон форштевня, между которыми
крепится бушприт.
НЕПОТОПЛЯЕМОСТЬ- способность судна сохранять плавучесть и
остойчивость при затоплении одного или нескольких отсеков.
НИРАЛ - снасть бегучего такелажа для уборки косых парусов.
НОК- свободный конец любого горизонтального или наклонного
рангоутного дерева. Другой конец, который упирается в мачту,
называется пяткой.
НОС- передняя оконечность судна.
НУЛЬ ГЛУБИН- условная поверхность, от которой исчисляютсь
глубины, приведенные на морских картах. За н.г. принимают
средний многолетний уровень моря, а в приливных водах - наименьший
возможный уровень. На большинстве Европейских карт за н.г.
принимают средний уровень сизигийных малых вод.
ОБВОДЫ КОРПУСА- внешние очертания корпуса яхты, во многом
определяющие ходовые качества, остойчивость и мореходность,
массу корпуса, водоизмещение, вместимость и т.д. В основном
подразделяются на традиционные (с удлинённым килем) и современные
плавниковые (швертботного типа) обводы.
ОБЛИКОВАТЬ- пришить ликтрос.
ОБМЕР ЯХТЫ- специальная, контрольная проверка размерений
корпуса, парусного вооружения, элементов конструкций и оборудования
яхты на предмет установленияеё соответствия конкретному классу
яхт или для расчета гоночного балла.
ОБСЕРВАЦИЯ- определение места судна по наблюдениям объектов
с известными географическими координатами (береговые ориентиры,
радиомаяки, звёзды и т.д.).
ОБШИВКА- материал поверхности борта яхты.
ОБУХ- хрень на дне цепного ящика к каторой крепиться жвака-галс.
ОВЕРКИЛЬ- перевёртывание (опрокидывание) яхты через (вверх)
киль (килём), как результат неудачного маневра или падения
с крутой волны. Оверкиль- частая авария спортивных швертботов.
Отработаны приёмы их быстрого восстанавления.
ОВЕРШТАГ- поворот, когда яхта меняет галс с пересечением
линии ветра носом.
ОГНИ И ЗНАКИ- 1.Часть С в составе МППСС-72. 2.Судовые навигационные
огни и знаки, обязательные к несению на судах согласно МППСС-72,
являются источником взаимной информации судов, необходимой
для оценки ситуации и безопасного, грамотного маневрирования
и расхождения.
ОГОН- петля на конце троса.
ОДЕРЖИВАТЬ- замедлять поворот яхты, инерцию при швартовке,
не допускать навал.
ОПЛЁТКА- заделка (обвязка) концов, сплесней, снастей или
рангоута тонким линем для предотвращения раскручивания или
зацепления снастей. См.также - клетневание.
ОРТОДРОМИЯ- дуга большого круга на поверхности земного шара
- кратчайшее расстояние между двумя точками.
ОСАДКА- заглубление яхты.
ОСНАСТКА- 1.Система снастей на яхте - стоячий и бегучий такелаж.
См. также-вооружение яхты. 2.Процесс крепления коренных и
проводка ходовых концов снастей.
ОСТОЙЧИВОСТЬ- способность яхты, получившей по какой-либо
причине крен, выпрямляться. Недостаточная остойчивость, происходящая
от слишком высокого центра тяжести, делает яхту валкой, склонной
к опрокидыванию. Чрезмерная остойчивость приводит к очень
резкой качке, опасной для корпуса и рангоута.
ОТМЕЛЬ- мель, начинающаяся непосредственно от береговой черты.
ОТТЯЖКА- снасть, устройство с тягой,как правило, к палубе.
Предназначена для управления подвижными элементами рангоута
(гики, аутригер и т.д.) или для обеспечения нужной тяги на
шкаторины косых парусов (канинхем, барбара и т.д.).
ОТШЕСТВИЕ- разность между мередианами начального и конечного
пунктов плавания, расчитываемая по средней параллели в морских
милях.
ПАЙОЛ- настил трюма яхты. Как правило, делается полностью
или частично съёмным.
ПАЗ- щель между досками обшивки или палубы. Пазы законопачивают,
зашпаклёвывают или заливают герметиком.
ПАЛ- 1.Гидротехническое сооружение в виде отдельной опоры,
предназначенное для ошвартовки бонов, судов. 2.Металлический
брусок, препятствующий обратному вращению шпиля.
ПАЛГУН- фундамент шпиля с зубчатой рейкой по окружности.
ПАЛУБА- горизонтальное перекрытие основного корпуса яхты
по всей её длине.
ПАНЕР- момент при подъёме якоря, когда якорный канат (цепь)
стоит вертикально, а якорь ещё не отделился от грунта.
ПАРУС- движетель, преобразующий энергию ветра в работу полезной
тяги яхты ( по типу крыла в воздушном потоке). Паруса бывают
жёсткие (профилированные) и мягкие, из растительных или синтетических
материалов.
ПАТЕНТ-РИФ- устройство, позволяющее наматывать парус на гик
или на стержень внутри гика для взятия рифов.
ПЕЛЕНГ- угол между вертикальной плоскостью меридиана и вертикальной
плоскостью, проходящей через наблюдателя и наблюдаемый объект.
Аналогично курсам, различают компасный (КП), магнитный (МП)
и истинный (ИП) пеленги.
ПЕНТЕР-ГАК- гак, закладываемый за лапу или за скобу на веретене
якоря при его подъёме на рустов или на палубу.
ПЕРЕБОРКА- стенка, разделяющая внутреннее пространство яхты
на отсеки (помещения), а также наружная стенка надстройки
или рубки. Несущая переборка учасвует в обеспечении общей
прочности корпуса, водонепроницаемая - в обеспечении непотопляемости
судна.
ПЕРО РУЛЯ- плоский или профилированный элемент руля, обеспечивающий
создание поперечной силы и момента, необходимых для управления
яхтой. Распологается в районе кормы и жестко соединяется с
баллером руля.
ПЕРТУЛИНЬ- снасть (цепь), удерживающая якорь за скобу в убранном
положении.
ПЕРТЫ- тросы, натянутые под реем, на которых стоят матросы
при работе с парусами.
ПИРС- пристань на сваях, установленная под углом к линии
берега.
ПЛАВУЧЕСТЬ- положительная, если яхта остается на плаву при
полном затоплении.
ПЛАНШИРЬ- планка (брус), ограничивающий фальшборт по верхней
кромке.
ПЛАСТЫРЬ- обликованный, многослойный, прямоугольник из парусины
с коушами по по периметру, для закрытия пробоины в борту (наложить,
подвести пластырь).
ПОГОН- планка (рельс) для перемещения по ней ползунов, каретки
или кипы.
ПОДВОЛОК- зашивка потолка во внутреннем помещении.
ПОДЗОР- свес кормы яхты.
ПОДОБРАТЬ (ПОДБИРАТЬ)- см. выбирать.
ПОЛВЕТРА- курс галфвинд.
ПОЛНЫЙ КУРС- курсы фордевинд и бакштаг. В свою очередь, такие
курсы, как бейдевинд и бакштаг, могут быть ещё и полными (ближе
к ветру) и крутыми (острыми).
ПОЛОСА ДВИЖЕНИЯ- определённый район, в пределах которого
установлено одностороннее движение судов.
ПОЛУКЛЮЗ- накладной клюз с разрезом для вкладывания троса.
ПОМПА- механизм для перекачивания жидкостей.
ПОНТОН- плавучее сооружение дя поддержания на воде различных
устройсв.
ПОСАДКА НА МЕЛЬ-аварийная остановка судна из-за касания грунта
килем или днищем.
ПРИВАЛЬНЫЙ БРУС- брус, укрепляемый вдоль надводного борта,
предохраняет борт при навалах и во время стоянки.
ПРИВЕСТИСЬ (к ветру)- изменить курс яхты ближе (круче) к
направлению ветра.
РАЗРЕЗНОЙ ФОК- парус, состоящий из двух частей: передней
- кливера и задней фока, поднимаемых на общем рейке (шлюпочный
парус).
РАКОВИНА- боковой свес в кормовой части судна.
РАКСЫ- металлические кольца или полукольца, одетые на штаг
и привязанные к передней шкаторине стакселя или кливера. На
современных яхтах заменены карабинами или штаг-пирсом.
РАКС-БУГЕЛЬ- 1.вариант тросового исполнения бейфута, когда
он дополнен ракс-слизами (деревинными пластинами) и ракс-клотами
(точёными шарикам). 2.Кольцо с крюком, ходящее по мачте и
служащее для подъёма рейка паруса.
РАНГОУТ - общее название всех приспособлений на корабле (мачта,
снасти, реи), предназначенных для несения парусов и подьъема
тяжестей.
РАНГОУТНОЕ ДЕРЕВО- традиционное название яхтенного рангоута,
совокупности надпалубных конструкций и деталей яхтенного вооружения,
предназначенного для постановки, раскрепления и несения парусов
(мачты, реи, гики, бушприт и т.д.).
РЕВЕРСИРОВАНИЕ- изменение направления усилия механического
движетеля на противоположное (винта, водомёта).
РЕГАТА- соревнование парусных судов, состоящее из серии гонок
для различных яхт.
РЕЁК- 1.Рангоутное дерево, служащее для подъёма за верхнюю
шкаторину косого, четырёхугольного, рейкового паруса фалом,
заложенным за ракс-бугель. В отличии от гафеля, реёк выходит
за мачту в нос. 2.Стаксель (кливер)-гик. 3. Любой тонкий и
длинный элемент рангоута, используемый впервые для несения
парусов на яхте.
РЕЙ- горизонтальное рангоутное дерево, подвешенное за середину
и служащее для приязывания к нему прямых парусов. Сигнальный
рей предназначен для подъёма на нём сигнальных флагов и знаков
(фигур).
РЕЙД- открытая, прибрежная часть водной поверхности, предназначенная
для стоянки судов на швартовных бочках, буях или якорях.
РЕЛИНГ- 1.Жесткое, металлическое ограждение палубы в носу
или в корме яхты. 2.Релинги- стойки с продольными связями,
заменяющие или наращивающие фальшборт.
РЕПКА- особая заделка конца троса плетением прядей.
РИДЕРСЫ- железные полосы, наложенные крест-накрест поверх
внутренней обшивки или шпангоутов для повышения прочности
деревянного корпуса.
РИФ- 1.Пподводная, или находящаяся чуть выше уровня воды,
скала на мелководье. 2. Снасть на парусе, служащая для уменьшения
площади парусов при усиливающемся ветре. "Взять в рифы!"
- убавлять паруса, поднимать их нижние части.
РИФ-БАНТ- полоса парусины, нашиваемая на парус параллельно
нижней шкаторине для увеличения его прочности в местах основания
риф-сезней (люверсов).
РИФ-ГАТЫ- (люверсы) отверстия в парусе, через которые пропускаются
риф-сезьни.
РИФ-ТАЛИ- тали для притягивания шкаторины к рею (гику) при
взятии рифов.
РИФ-ШКЕНТЕЛЬ- снасть для притягивания к гику задней или передней
шкаторины косого паруса при взятии рифов.
РИФ-ШТЕРТЫ (ШКЕРТЫ)- (риф-сезни) короткие снасти, основанные
в риф-гатах (люверсах), для привязывания паруса к рангоуту
(лееру) при взятии рифов.
РИФИТЬ ПАРУСА- (брать, взять рифы), уменьшать площади парусов
с помощью специальных устройств, снастей и приёмов. См. также
патент-риф.
РИЧЕР- полно скроенный, сшитый из легкой ткани парус с высоко
поднятым шкотовым углом и большим серпом по задней шкаторине.
Ставится на место стакселя.
РОМБОВАНТЫ- ванты, проходящие через краспицы и закрепленные
обоими концами на мачте. Ромбокркаспицы, как правило, заваливают
немного вперед.
РОСТР-БЛОКИ- подставки для установки шлюпок на борту судна.
РОСТРЫ- 1.Совокупность запасных рангоутных дерев на судне.
2.Ряд бимсов на парусниках, опирающихся на рубку, а по бортам
на стойки, служат для размещения судовых шлюпок.
РОУЛЬС- вращающийся на оси барабан с жёлобом под трос, используется
в составе кип, клюзов, блоков и т.д.
РУБКА- сооружение на палубе яхты, не доходящее до бортов,
с окнами, дверями и т.д.
РУЛЬ- конструкция, состоящая из пера руля, баллера и румпеля.
РУМБ- единица плоского угла в навигации, равная 1\32 части
окружности (11,25*).
РУМПЕЛЬ- рычаг, жесто закреплённый в верхней части баллера,
перпендикулярно оси.
РУНДУК- 1.Закрытый ящик для личных вещей, встроенный в койку.
2.Помещение на берегу для хранения яхтенного имущества.
РУСЛЕНЬ- небольшая площадка с внешней стороны борта для крепления
юферсов вант.
РУСТОВ- цепь или трос, удерживающий якорь за пятку в убранном
положении.
РЫБИНСЫ- деревянные рейки, нашиваемые поверх шпангоутов для
предотвращения повреждения, как помещенного в трюм груза,
так и бортов.
РЮ- 1. Реёк в латинском парусном вооружении. 2.Предшественник
гафеля на парусных судах, когда он выходил вперед за мачту.
РЫНДА- особый звон (в 2 удара) в судовой колокол. Этот звон
используется для указания времени (отбивания склянок).
РЫНДА-БУЛИНЬ- короткий трос с кнопом на конце, привязанный
к языку колокола.
САЛИНГ- узел рангоута в виде рамы, состоящий
из продольных (лонга-салингов) и поперечных (краспиц) брусьев,
их крепления к мачте (чиксов) и служит для отводабрам и стень-вант.
СВАЙКА- инструмент для такелажных работ, пробивки
прядей при сплетении тросов.
СВЕТОВОЙ ЛЮК- люк прямоугольной формы в палубе
яхты, огражденный комингсом.
СЕГАРСЫ- кольца, свободно ходящие по мачте
(гафелю) и служащие для крепления шкаторины паруса к рангоуту.
СЕЗНИ- концы для увязывания (сезневания) парусов
или их части в собранном виде.
СЕЙ-ТАЛИ- тали, основанные мжду одношкивным
и двухшкивным блоками.
СЕКСТАН- угломерный инструмент отражательного
типа для измерения высот небесных светил и углов на земной
поверхности.
СКАЙ ЛЯЙТ- палубный, световой люк.
СКЕГ- ограждающий, вертикальный профиль перед
пером руля на некоторых яхтах.
СКЛИЗ- простейшее подъёмно-спусковое устройство
с деревянными дорожками для яхт.
СКЛОНЕНИЕ-см. магнитное склонение.
СКЛЯНКА - песочные часы, употреблявшиеся
раньше на кораблях, получасовой промежуток времени. "Отбивать
склянки" - сигнал колоколом на кораблях через каждые
полчаса.
СКУЛА- место перехода от днища к борту в носовой
части обшивки. Существуют острые, криволинейные и”ломаные”
скулы.
СКУЛОВОЙ КИЛЬ- ребро, установленное параллельно
ДП яхты, от скулы в корму, перпендикулярно обшивке, для снижения
(успокоения) качки.
СЛАБЛИНЬ- линь для крепления паруса (чаще
триселя) к мачте или шлюпочного парусак рейку.
СЛЕМИНГ- вибрация корпуса при ударах днищевой
части носовой оконечности яхты о встречные волны.
СНАСТЬ- растительный, синтетический или стальной
трос, имеющий название и ипользуемый для постановки, уборки
и управления парусами и рангоутом на яхте.
СНОС- отклонение яхты с линии курса под влиянием
течения. Измеряется углом между ДП яхты и линией пути, без
учета ветрового дрейфа.
СОРЛИНЬ- трос для подъёма пера руля, отсоединяемого
от баллера, или трос (цепь), соединяющий перо руля с корпусом,
во избежание потери руля при его поломке.
СПИНАКЕР- треугольный, равнобедренный, полноскроенный
из легкой ткани, передний парус, который ставится на курсах
от галфвинда до фордевинда с выносом наветренного угла с помощью
спинакер-гика и браса. Подветренный брас называют шкотом.
СПИНАКЕР-ГИК- выстрел от мачты для выноса
брасового угла спинакера на ветер.
СПЛЕСЕНЬ- соединение двух тросов одинаковой
толщины.
СТАКСЕЛЬ- ближайший к мачте, передний, косой
парус.
СТАНОВОЙ ЯКОРЬ- основной, отдаваемый с носа
якорь.
СТАР-КНИЦА- кница, связывающая ахтерштевень
с кильсоном.
СТВОРНЫЕ ЗНАКИ- береговые, парные знаки навигационной
обстановки (маяки, фермы со щитами, пирамиды ит.д.), предназначенные
для указания направления, ширины фарватера, а также для разметки
мерной линии.
СТЕМ- форштевень на деревянных судах.
СТЕНЬГА- рангоутное дерево, служащее продолжением
мачты, поднимаемое с помощью стень-вынтрепа и удерживаемая
с боков стень-вантами, а сзади стень-фордунами.
СТЕПС- деревянное или металлическое гнездо
(опора) на киле, в (на) которое ставится мачта своим шпором.
СТОП-АНКЕР- вспомогательный, запасной якорь,
обычно уложенный на юте.
СТОПОР- 1.Устройство для зажима ходового конца.
2.Узел (кноп) на конце снасти, для предотвращения её выхлёстывания
из блока (кипы).
СТРИНГЕР- продольный элемент набора корпуса
судна. Различают днищевой, скуловой, бортовой и палубный стрингер
(карлингс).
СТРОП- 1.Приспособление из тросов для захвата
(обхвата) и подвешивания к гаку грузов. 2. Короткий конец
для подвязывания чего-либо.
СУДОВАЯ РОЛЬ- список экипажа и пассажиров
с паспортными данными, должностями на яхте, фиксацией времени
и порта прибытия\убытия, на бланке, где указано название судна
и порт его приписки.
СУДОВЫЕ НАВИГАЦИОННЫЕ ОГНИ- основные огни,
которуе должны нести все суда в море: бортовые, топовые, кормовой,
буксирный, круговой. См. огни и знаки.
СХОДНЯ- переносной трап, используемый для
схода на берег.
СЧИСЛЕНИЕ ПУТИ- вычисление координат и направления
движения яхты с учётом дрейфа и сноса. Отсюда- счислимое место.
ТАБЛИЦЫ ПРИЛИВОВ- пособия, служащие для определения моментов
наступления и высот полных и малых вод в каждые сутки, а также
высоты уровня вод в любой момент времени в прибрежных пунктах.
ТАКЕЛАЖ- совокупность снастей для крепления и управления
рангоутом и парусами. Такелаж разделяют на стоячий - для раскрепления
рангоута (ванты, бакштаги, фордуны, штаги), и бегучий. Последний,
в свою очередь, разделяют на бегучий такелаж рангоута (фалы
рангоута, брасы, шкоты рангоута, топенанты и пр.) и бегучий
такелаж парусов ( фалы парусов, ниралы, шкоты парусов и пр.).
ТАЛИ- тяговое, грузоподъёмное устройство с ручным или механическим
приводом, состоящее из двух одношкивных блоков (подвижного
и неподвижного), через которые прводится трос. Наличие одного
лопаря в талях уменьшает прилагаемое усилие вдвое. См. также
хват-тали, сей-тали, гини и лопарь.
ТАЛРЕП- 1.Вертлюг, состоящий из корпуса, в который ввинчиваются
два стальных прутка с фитингами для крепления стягиваемых
элементов (снастей, рангоута и пр.). Юферсы и трос, основанный
между ними, для обтягивания стоячего такелажа.
ТЕНДЕР(КУТТЕР)- тип бермудского парусного вооружения одномачтовых
яхт, несущих более одного передних парусов.
ТОЛБОЙ- узкий, крыловидный парус, который ставится в паре
с ричером на курсах 45*-120* к ветру, или со спинакером на
острых бакштагах.
ТОМБУЙ- буёк, привязанный тонким тросом (буйрепом) к тренду
якоря, для указания места отдачи якоря и обеспечения возможности
поднять буйреп на борт. См.буйреп.
ТОП- верхняя оконечность вертикального рангоутного дерева
(мачты, флагштока и т.д.).
ТОПОВЫЙ ОГОНЬ- светящий вперёд, белый огонь на мачте, по
ДП судна. См.МППСС-72.
ТОПЕНАНТ- снасть бегучего такелажа, для удержания под нужным
углом к палубе деталей рангоута (реев, гиков и т.д.).
ТОПРИК (ТОПРЕП)- трос или цепь, соединяющая верхнии концы
двух шлюпбалок.
ТРАВЕРЗ- положение, когда пеленг на ориентир перпендикулярен
ДП яхты.
ТРАВИТЬ- ослаблять, выпускать или перепускать трос, придерживая
его. Обратное действие - выбирать.
ТРАНЦЕВАЯ ПЛИТА- пластина, шарнирно закреплённая под кормой
глиссирующего судна, как продолжение его днища, для регулировки
дифферента и крена.
ТРАП- лестница для сообщения между помещениями на яхте. Забортный
- для подъёма со шлюпки, из воды.
ТРАПЕЦИЯ- страховочный трос с мачты гоночного швертбота,
для вывешивания зкипажа за борт при откренивании (противодействии
ветровому, кренящему моменту).
ТРЕЙЛЕР- прицеп к автомобилю для транспортировки яхт, их
спуска и подъёма из воды.
ТРЕНД- узел соединения лап и веретена якоря.
ТРИМАРАН- трёхкорпусная яхта.
ТРИСЕЛЬ- 1.Штормовой, косой парус уменьшенной площади, сшитый
из прочной парусины. Ставится вместо грота, со свободной нижней
шкаториной (без гика). 2.На парусниках, косой, четырёхугольный
парус, привязанный к гафелю, гику и мачте или к (тонкой) трисель-мачте
позади основной.
ТРОС- канатно-верёвочное изделие из естественных или искусственных
,волокнистых материалов или из стальной проволоки.
ТРЮМ- пространство в корпусе яхты между внутренней обшивкой
и пайолами.
ТУЗИК- небольшая шлюпка на яхте, раскрепляемая на палубе.
ФАЛ- снасть, служащая для подъёма отдельных деталей рангоута,
парусов, флагов и пр.
ФАЛИНЬ- трос, закреплённый за носовой или кормовой рым шлюпки.
ФАЛЬШБОРТ- пояс выше палубы яхты, выполненный как продолжение
борта.
ФАЛЬШКИЛЬ- 1.Тяжёлая отливка или загруженная полость обтекаемой
формы, прикреплённая к килю, для обеспечения (повышения) остойчивости.
2.Брусья, набиваемые снизу на килевую балку, для предохранения
её от повреждений о грунт.
ФАРВАТЕР- безопасный, в районе навигационных опасностей,
проход для судов.
ФИТИНГ-фиксированный металлический обух (устройство), для
крепления к нему снасти.
ФЛОР- нижняя часть шпангоутной рамы.
ФОК- 1.Самый нижний прямой или косой парус на фок-мачте.
2.Косой, треугольный парус (фока-стаксель), поднимаемый на
фока-штаге тендера, шлюпа.
ФОК-МАЧТА- передняя мачта на парусном судне с тремя мачтами
и более. На двухмачтовых парусниках передняя мачта - фок,
если она ниже или равна задней.
ФОРДЕВИНД- 1.Курс яхты относительно ветра, совпадающий с
его направлением. 2.Поворот, когда яхта пересекает линию направления
ветра кормой при смене галса.
ФОРДЕК- носовая часть палубы судна.
ФОРДУНЫ- 1.Снасти стоячего такелажа, проведённые с топа мачты
к бортам и в корму, дополняющие бакштаги и ,порой, заменяющие
ахтерштаг. 2.Снасти стоячего такелажа, раскрепляющие стеньги
с боков и в корму.
ФОРПИК- крайний носовой отсек судна.
ФОРШТЕВЕНЬ-брус по контуру носового заострения судна, жестко
соединенный с килём.
ШВАРТОВ- трос (швартовный трос), предназначенный для закрепления
яхты у причала или борта другого судна. Разделяются на продольные,
прижимные и шпринги.
ШВАРТОВКА- совокупность действий по подходу и закреплению
яхты к месту швартовки.
ШВАРТОВНОЕ УСТРОЙСТВО- шпили, кнехты, клюзы, вьюшки и пр.оборудование,
предназначенное для швартовки.
ШВЕРТ- устройство в виде плавника, убирающегося в корпус
яхты (швертовый колодец), и обеспечивающего в опущенном положении
устойчивость и уменьшение дрейфа.
ШВЕРТБОТ- мелкосидящая яхта со швертом и подъёмным, навесным
пером руля.
ШВЕРЦЫ- шверты, навешиваемые с бортов яхты.
ШИРСТРЕК- верхний пояс наружной обшивки.
ШКЕНТЕЛЬ- короткий, мягкий трос с огоном, коушем или блоком
на конце, предназначенный для поднятия грузов.
ШКЕРТ (ШТЕРТ)- короткий и тонкий трос для вспомогательных
работ.
ШКИМУШГАР- однопрядный линь из пеньки.
ШКОТ- снасть, закреплённая за нижний угол прямого или нижний
задний угол косого паруса (шкотовый угол) и проведенная в
направлении к корме судна. Шкот удерживает в желаемом положении
нижнюю шкаторину паруса. Для гика-шкотов оснащаются тали,
позволяющие выставить гик под нужным углом к ветру.
ШЛАГ- один полный оборот троса вокруг чего-либо.
ШЛАГТОВ- стальной брус, вставляемый в шпор стеньги, для удержания
её на месте.
ШЛЮП- тип бермудского парусного вооружения одномачтовых яхт
с одним передним парусом - стакселем (фока-стакселем).
ШЛЮП-БАЛКИ- устройство в виде двух балок с механизмом для
вывешивания, удержания и спуска за борт шлюпки.
ШПАНГОУТ- основная криволинейная балка поперечного набора,
основа для обшивки.
ШПАЦИЯ- расстояние между шпангоутами. Различают конструктивную
и теоретическую.
ШПИГАТ- отверстие для свободного перетекания воды в горизонтальной
плоскости.
ШПИЛЬ- большой ворот с вертикальной осью, для выбирания якорь-цепи
и швартовов.
ШПОР- нижний конец любого вертикального рангоутного дерева,
а также внутренний конец бушприта.
ШПРИНГ- продольный швартов с носа в сторону кормы или с кормы
в сторону носа.
ШПРИНТОВ (ШПРИНТ)- реёк, растягивающий по диагонали четырёхугольный,
шпринтовый, косой парус.
ШПРИТ-БАКЕН- плавучесть вехи.
ШПРЮЙТ- тросовая оттяжка, разносящая нагрузку на две и более
точки.
ШПУНТОВЫЙ ПОЯС- пояс обшивки корпуса, примыкающий к килю.
ШТАГ- снасть стоячего такелажа, расположенная в ДП яхты и
раскрепдяющая мачту с носа. На яхтах самый нижний штаг - основной,
идущий от топа мачты - топ-штаг, между ними - промежуточные
штаги. Если штаг используется для постановки паруса, то он
получает наименование по названию паруса. Штаг, соединяющий
топы мачт, называется штаг-карнагом. См. также ахтерштаг.
ШТАГ-ПИРС -профиль с ликпазом ( для ликтроса стакселя), охватывающий
штаг.
ЭЗЕЛЬГОФТ- окованная деревянная штука или поковка для скрепления
двух рангоутных дерев, имеет два отверстия - четырёхугольное
и круглое. Четырёхугольным он надевается на топ или нок рангоутного
дерева, а круглое служит для пропускания добавочного дерева.
(мачта - стеньга, бушприт - утлегарь и т.д.).
ЭРНСТ-БАКШТАГИ- снасти, для удержания гафеля за нок (с боков
и в корму).
ЭСТУАРИЙ- залив в устье реки, в районе приливо-отливных течений.