Морская Государственная
Академия им. адмирала Ф.Ф. Ушакова
Факультет Cудовождения и радиоэлектроники
1.
Общая характеристика направления подготовки дипломированного
специалиса «Эксплуатация водного транспорта и транспортного
оборудования»
1.1. Направление подготовки дипломированного специалиста
утверждено приказом Министерства образования Российской
Федерации.
1.2. Перечень основных образовательных программ (специальностей),
реализуемых в рамках данного направления подготовки дипломированного
специалиста:
·240200
Судовождение ·240500
Эксплуатация судовых энергетических установок ·240600
Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики
1.3. Квалификация выпускника - инженер
Нормативный срок освоения основной образовательной программы
подготовки инженера по направлению подготовки дипломированного
специалиста «Эксплуатация водного транспорта и транспортного
оборудования» при очной форме обучения 5,5 лет.
1.4. Квалификационная характеристика выпускника
1.4.1. Объекты профессиональной деятельности выпускника.
Объектами профессиональной деятельности выпускника по специальности:
«Судовождение» являются морские и речные суда и технические
средства определения их места и управления ими как подвижными
объектами, организация и управление безопасностью работы
судов эксплуатационных предприятий, а также организация
движения водного транспорта и управление им.
«Эксплуатация судовых энергетических установок» являются
суда морского, речного и рыбопромыслового флота, энергетические
установки судов освоения шельфа и буровых платформ, плавучих
дизельных и атомных электростанций, газо-турбокомпрессорные
установки, судоремонтные предприятия.
«Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики»
являются суда морского, речного и рыбопромыслового флота,
электроэнергетические установки судов освоения шельфа и
буровых платформ, плавучие дизельные и атомные электростанции,
автономные электроэнергетические установки и судоремонтные
предприятия.
1.4.2. Виды профессиональной деятельности
Выпускник по направлению подготовки «Эксплуатация транспортного
оборудования» в соответствии с фундаментальной и специальной
подготовкой может выполнять следующие виды профессиональной
деятельности:
·эксплуатационно-технологическую
и сервисную; ·организационно-управленческую;
·проектно-конструкторскую;
производственно-технологическую; ·научно-исследовательскую.
Конкретные виды деятельности определяются содержанием образовательно-профессиональной
программы, разрабатываемой вузом.
Выпускники могут в установленном порядке работать в образовательных
учреждениях.
1.4.3. Задачи профессиональной деятельности выпускника.
Инженер по эксплуатации водного транспорта и транспортного
оборудования в зависимости от вида профессиональной деятельности
подготовлен к решению следующих типов задач:
а). Эксплуатационно-технологическая и сервисная деятельность:
·занятие
должностей и исполнение должностных обязанностей командного
состава морских или рыболовных судов в соответствии с процедурами,
установленными федеральным органом исполнительной власти
в области транспорта или федеральным органом исполнительной
власти в области рыболовства соответственно; ·эксплуатация
транспортного оборудования в соответствии с требованиями
нормативно-технических документов; ·проведение
испытаний и определение работоспособности установленного,
эксплуатируемого и ремонтируемого транспортного оборудования;
·выбор
оборудования, элементов и систем оборудования для замены
в процессе эксплуатации транспортных средств; ·руководство
проведением работ по техническому обслуживанию и ремонту
транспортного оборудования, силовых и энергетических систем;
·организация
безопасного ведения работ по монтажу и наладке транспортного
оборудования; ·надзор
за безопасной эксплуатацией транспортного оборудования;
разработка эксплуатационной документации; ·организация
экспертиз и аудита при проведении сертификации производимых
деталей, узлов, агрегатов и систем для транспортного оборудования,
услуг и работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортного
оборудования; ·подготовка
и разработка сертификационных и лицензионных документов;
б). Организационно-управленческая деятельность:
·организация
работы коллектива исполнителей, выбор, обоснование, принятие
и реализация управленческих решений; ·совершенствование
организационно-управленческой структуры предприятий по эксплуатации,
хранению, техническому обслуживанию, ремонту и сервису транспортного
оборудования и транспортных средств; ·организация
и совершенствование системы учета и документооборота; ·выбор
и, при необходимости, разработка рациональных нормативов
эксплуатации, технического обслуживания, ремонта и хранения
транспортного оборудования и транспортных средств; - нахождение
компромисса между различными требованиями (стоимости, качества,
безопасности и сроков исполнения) при долгосрочном и краткосрочном
планировании эксплуатации транспортного оборудования, выбор
рационального (оптимального) решения; ·оценка
производственных и непроизводственных затрат на обеспечение
качества продукции и услуг; ·осуществление
технического контроля и управления качеством изделий, продукции
и услуг; ·совершенствование
системы оплаты труда персонала; ·обучение
и аттестация обслуживающего персонала и специалистов.
в). Проектно-конструкторская деятельность:
·формирование
целей проекта (программы), решения задач, критериев и показателей
степени достижения целей, построение структуры их взаимосвязей,
выявление приоритетов решения задач с учетом нравственных
аспектов деятельности; ·разработка
обобщенных вариантов решения проблемы, анализ этих вариантов,
прогнозирование последствий, нахождение компромиссных решений;
·разработка
проектов объектов профессиональной деятельности с учетом
физико-технических, механико-технологических, эстетических,
экологических и экономических требований; ·участие
в проектировании деталей, механизмов, машин, оборудования
и агрегатов, энергетических установок и систем; ·использование
информационных технологий при проектировании, разработке
и эксплуатации новых видов транспортного оборудования, а
также транспортных предприятий; ·разработка
конструкторской и технологической документации для ремонта,
модернизации и модификации транспортного оборудования; ·участие
в разработке проектов технических условий и требований,
стандартов и технических описаний, нормативной документации
для новых объектов профессиональной деятельности.
г). Производственно-технологическая деятельность:
·определение
производственной программы по техническому обслуживанию,
сервису, ремонту и другим услугам при эксплуатации или изготовлении
транспортного оборудования; ·разработка
и совершенствование технологических процессов и документации;
·эффективное
использование материалов, оборудования, соответствующих
алгоритмов и программ расчетов параметров технологических
процессов; ·организация
и эффективное осуществление контроля качества запасных частей,
комплектующих изделий и материалов, производственного контроля
технологических процессов, качества продукции и услуг; ·обеспечение
экологической безопасности эксплуатации, хранения, обслуживания,
ремонта и сервиса транспортного оборудования, безопасных
условий труда персонала; ·внедрение
эффективных инженерных решений в практику;
монтаж и наладка транспортной техники и оборудования, авторский
и инспекторский надзор; ·организация
и осуществление технического контроля при эксплуатации транспортного
оборудования; ·производство
транспортного оборудования;
организация и эффективное осуществление входного контроля
качества сырья, производственного контроля полуфабрикатов
и параметров технологических процессов, качества готовой
продукции; ·проведение
стандартных и сертификационных испытаний материалов, изделий
и услуг; ·осуществление
метрологической поверки основных средств измерений; ·эффективное
использование материалов, оборудования, соответствующих
алгоритмов и программ расчетов параметров технологического
процесса; ·разработка
технической и технологической документации.
ж). Научно-исследовательская:
·участие
в фундаментальных и прикладных исследованиях в области транспортного
оборудования; ·анализ
состояния и динамики показателей качества объектов профессиональной
деятельности с использованием необходимых методов и средств
исследований; ·создание
теоретических моделей, позволяющих прогнозировать свойства
объектов профессиональной деятельности;
разработка планов, программ и методик проведения исследований
объектов профессиональной деятельности; ·анализ,
синтез и оптимизация процессов обеспечения качества испытаний,
сертификации продукции с применением проблемно-ориентированных
методов; ·информационный
поиск и анализ информации по объектам исследований; ·техническое,
организационное обеспечение и реализация исследований; ·анализ
результатов исследований и разработка предложений по их
внедрению; ·выполнение
опытно-конструкторских разработок.
1.4.4. Квалификационные требования
Для решения профессиональных задач инженер:
·руководствуется
программно-целевыми методами управления производством и
принятия решений; ·изучает
и анализирует информацию, технические данные, показатели
и результаты использования транспортного оборудования, обобщает
и систематизирует их, производит необходимые расчеты, используя
современную электронно-вычислительную технику; ·составляет
графики работ, заказы, заявки, инструкции, схемы и другую
техническую документацию; ·составляет
планы размещения оборудования, технического оснащения и
организации рабочих мест, рассчитывает производственные
мощности, программы и загрузку оборудования; ·участвует
в разработке технически обоснованных норм выработки, норм
обслуживания оборудования; ·рассчитывает
нормативы материальных затрат (нормы расхода запасных частей,
материалов, энергии); ·разрабатывает
и принимает участие в реализации мероприятий по повышению
эффективности производства, направленных на сокращение расхода
материалов, снижение трудоемкости, повышение производительности
труда; ·подготавливает
исходные данные для составления планов, смет, заявок на
материалы, оборудование;
участвует во внедрении разработанных технических решений
и проектов, в оказании технической помощи и осуществлении
авторского надзора при изготовлении, испытаниях и сдаче
в эксплуатацию проектируемых изделий, объектов; ·осуществляет
контроль за соблюдением технологической дисциплины, состоянием
и правильной эксплуатацией, техническим обслуживанием и
ремонтом транспортного и технологического оборудования,
их экологической и транспортной безопасностью; ·следит
за соблюдением законов, установленных требований, действующих
норм, правил и стандартов; ·выполняет
работы в области научно-технической деятельности по проектированию,
информационному обеспечению, организации использования транспорта,
эксплуатации и ремонта транспортных средств и их энергетических
установок, транспортного оборудования, используя при необходимости
средства вычислительной техники; ·разрабатывает
нормативные документы, техническую документацию и предложения
по реализации программ по использованию и обеспечению работоспособности
транспортных средств; ·проводит
технико-экономический анализ, комплексно обосновывает принимаемые
и реализуемые решения по использованию транспортного оборудования
и транспортных средств;
участвует в работах, связанных с испытаниями оборудования
и внедрением его в эксплуатацию; ·организует
работу по повышению научно-технических знаний работников,
способствует развитию творческой инициативы, рационализации,
изобретательства, внедрению достижений отечественной и зарубежной
науки, техники, использованию передового опыта; ·рассчитывает
экономическую эффективность проектируемых и эксплуатируемых
изделий, технологических процессов и предоставляемых услуг;
·разрабатывает
методы технического контроля и испытания продукции и услуг;
·участвует
в составлении патентных и лицензионных заявок на изобретения
и промышленные образцы;
рассматривает рационализаторские предложения по совершенствованию
технологии производства и эксплуатации, дает заключения
о целесообразности их использования;
участвует в проведении научных исследований и выполнении
технических разработок; ·осуществляет
сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической
информации; ·проектирует
(при необходимости) средства испытания и контроля, оснастку,
лабораторные макеты, контролирует их изготовление;
принимает участие в стендовых, промышленных и эксплуатационных
испытаниях опытных образцов (партий) проектируемых изделий,
материалов и оборудования; ·разрабатывает
проектную и рабочую техническую документацию, оформляет
научно-исследовательские и проектно-конструкторские работы;
·изучает
специальную литературу и другую научно-техническую информацию,
достижения отечественной и зарубежной науки и техники в
области транспорта, транспортных средств и оборудования;
·подготавливает
отзывы и заключения на техническую документацию, а также
информационные обзоры и рецензии;
консультирует по вопросам проектирования конкурентоспособной
продукции, разработки и реализации прогрессивных технологических
процессов; ·подготовлен
к активной творческой профессиональной, социальной и общественной
деятельности, обеспечивающей прогресс развития общества
и конкретной отрасли; ·имеет
целостное представление о процессах и явлениях, происходящих
в неживой и живой природе, понимает возможности современных
научных методов познания природы и владеет ими на уровне,
необходимом для решения задач, имеющих естественнонаучное
содержание и возникающих при выполнении профессиональных
функций; ·имеет
научное представление о здоровом образе жизни, владеет умениями
и навыками физического самосовершенствования;
имеет представление о системе гражданской обороны, современном
оружии и его поражающих факторах, устойчивости транспортных
объектов и защите населения в условиях воздействия современного
оружия; ·знаком
с основными учениями в области гуманитарных и социально-экономических
наук, способен научно анализировать социально-значимые проблемы
и процессы, умеет использовать методы этих наук в различных
видах профессиональной и социальной деятельности;
знает основы отечественной и мировой истории и культуры,
а также имеет потребность в постоянном духовном, профессиональном
и физическом самосовершенствовании; ·знает
этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека
к человеку, обществу, окружающей среде, умеет учитывать
их при разработке экологических и социальных проектов;
понимает сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную
область его деятельности, видит их взаимосвязь в целостной
системе знаний; ·умеет
оценивать исторические и современные процессы общественной
жизни страны, место и роль в ней своей профессиональной
деятельности, проблемы и тенденции мирового развития; ·умеет
диалектически мыслить, аргументированно отстаивать свою
точку зрения; ·умеет
использовать хотя бы один иностранный язык (английский)
в своей профессиональной деятельности, способен продолжить
обучение и вести профессиональную деятельность в иноязычной
среде; - умеет на научной основе организовать свой труд,
владеет компьютерными методами сбора, хранения и обработки
информации, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности;
·владеет
знаниями основ производственных отношений и принципами управления
с учетом технических, финансовых и человеческих факторов;
·владеет
культурой мышления, знает его общие законы, способен в письменной
и устной речи правильно и логично оформить его результаты;
·способен
в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики
к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей,
умеет приобретать новые знания, используя современные информационные
образовательные технологии; ·способен
поставить цель и сформулировать задачи, связанные с реализацией
профессиональных функций, умеет использовать для их решения
методы изученных им наук;
готов к кооперации с коллегами и работе в коллективе, умеет
организовать работу исполнителей, знает основы педагогической
деятельности; ·умеет
работать с клиентурой, заказчиками и поставщиками;
методически и психологически готов к изменению вида и характера
своей профессиональной деятельности; ·имеет
навыки коллективной, профессиональной и социальной деятельности,
организаторской работы с людьми, умеет принимать профессиональные
решения с учетом их социальных последствий.
Теоретическая и практическая подготовка инженера по эксплуатации
водного транспорта и транспортного оборудования должна применительно
к специальности (специализации) удовлетворять требованиям
Международной Конвенции о подготовке и дипломировании моряков
и несении вахты 1978 года (ПДНВ-78), измененной Конференцией
1995 года, включая дополнения и изменения, вступившие в
силу на дату проведения итоговой государственной аттестации
выпускника.
Инженер должен знать:
·законы,
постановления, распоряжения, приказы вышестоящих и других
органов, методические, нормативные и руководящие материалы,
касающиеся выполняемой работы; ·перспективы
развития и особенности деятельности учреждения, организации,
предприятия; ·принципы
работы, технические характеристики, конструктивные особенности
разрабатываемых и используемых технических средств, материалов
и их свойства; ·методы
использования оборудования, правила и условия выполнения
работ; ·основные
требования, предъявляемые к технической документации, материалам,
изделиям и услугам; ·стандарты,
технические условия и другие руководящие документы по разработке
и оформлению технической документации; ·методы
проведения технических расчетов и определения экономической
эффективности исследований и разработок; ·достижения
науки и техники, передовой отечественный и зарубежный опыт
в соответствующей выполняемой работе области знаний; ·специальную
научно-техническую и патентную литературу по соответствующей
области; ·порядок
и методы проведения патентных исследований;
основы изобретательства; ·методы
исследований, проектирования и проведения экспериментальных
работ; ·основы
экономики, организации производства, труда и управления;
основы трудового законодательства; ·правила
и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной
санитарии и противопожарной защиты;
требования экологии по защите окружающей среды; ·этические
и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку,
обществу, окружающей среде; ·основы
педагогической деятельности; ·принципы
управления транспортом и транспортными средствами с учетом
технических, финансовых и человеческих факторов.
Инженер должен быть компетентен в области способов личного
выживания, противопожарной безопасности и борьбы с пожаром,
личной безопасности и общественных обязанностей, первой
медицинской помощи, управления борьбой с пожаром, спуска
и управления спасательной шлюпкой, спасательным плотом дежурной
шлюпкой, не являющейся скоростной дежурной шлюпкой.
Дополнительные требования к специальной подготовке инженера
определяются высшим учебным заведением с учетом особенностей
специализации.
1.5. Возможности продолжения образования выпускника
Инженер, освоивший основную образовательную программу высшего
профессионального образования по направлению подготовки
дипломированного специалиста « Эксплуатация водного транспорта
и транспортного оборудования», подготовлен для продолжения
образования в аспирантуре.
2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ АБИТУРИЕНТА
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента- среднее
(полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного
образца о среднем (полном) общем образовании или среднем
профессиональном образовании, или начальном профессиональном
образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем
среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном
образовании.
3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЕ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА
«ЭКСПЛУАТАЦИЯ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА И ТРАНСПОРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ»
3.1. Основная образовательная программа подготовки инженера
разрабатывается на основе настоящего государственного образовательного
стандарта дипломированного специалиста и включает в себя
учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных,
производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы подготовки инженера, к условиям
ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим
государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки инженера
состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин
национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин
по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины
вузовского компонента и по выбору студента в каждом цикле
должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном
компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки инженера
должна предусматривать изучение студентом следующих циклов
дисциплин: цикл ГСЭ - Общие гуманитарные и социально-экономические
дисциплины; цикл ЕН - Общие математические и естественнонаучные
дисциплины; цикл ОПД - Общепрофессиональные дисциплины;
цикл СД - Специальные дисциплины, включая дисциплины специализации;