Лицо
фортуны по канадски или про то, как русский моряк-иммигрант хотел
стать моряком-канадцем.
Всё началось с моей подачи документов на подтверждение диплома
штурмана дальнего плавания в 1999 году. После первой подачи я месяц
ждал ответ из министерства транспорта Канады. Не дождавшись, пошёл
сам. Оказалось, что мой файл с переведёнными документами, справками,
заверениями от адвокатов и нотариусов ПОТЕРЯН, sorry...
Сначала я подумал, вот уж …. , приехали панове! Потом начал барахтаться,
собирать новые бумаги, просить друзей добыть нужные документы из
разных компаний, перевести на английский и заверить у нотариуса.
И цепочка потянулась!
Один за другим мне стали отказывать, ссылаясь на разные причины,
"проверенные друзья". Бог с ними! Нашлись совершенно неожиданные
люди, причём мало знакомые, которые мне героически помогли, ещё
и деньги брать не хотели, бывают же чудеса!
К концу лета я смог собрать основные бумаги и подал их вторично
в министерство транспорта для рассмотрения. Жду ответа... Они обещали
сообщить в письменной форме. Не выдержал и в очередной раз пошёл
на разведку. Оказывается, моё дело и не думали рассматривать, какой-то
ответственный дядя, небрежно расшвыряв по столу мои документы, многозначительно
произнёс: "...it doesn't matter! What do you waiting for?"!
Мне, как-то сразу всё это не понравилось, я ещё потрепыхался, попытался
объяснить, растолковать, ткнуть мордой в документы, шарахнуть харю
об стол... Короче, когда я уже успокоился и стал мирно угрожать
судом, вроде как в дерьмократической Америке живём, мне объяснили,
что они согласны засчитать только "импортные" дипломы
и рабочий стаж, а по поводу советского стажа и образования дядя
сказал: "...forget about this". Кроме того, их не устроило
подтверждения стажа на основании записей из паспорта моряка, и мне
объяснили, что потребуются справки о плавании. Понадобилось ещё
пару месяцев, чтобы раздобыть все документы, удовлетворить их требования
к диплому и рабочему стажу. К моему счастью с помощью "святых"
людей, удалось с множества "крестовых" походов по разным
морским конторам собрать нужные бумаги и наконец-то подать их на
рассмотрение. Только вчера мне прислали письмо с официальным ответом
из министерства транспорта, в котором значится, что они мне назначают
квалификацию watch keeping mate, так как из семилетнего чистого,
морского стажа работы, предоставленного мной в аппликационной форме,
засчитано только два года! Меня осчастливили правом сдачи экзаменов
на получение Canadian license самой низкой категории для морских
штурманов!
Вы что, думаете, это были неприятности, да? Глубоко заблуждаждаетесь,
именно в это время...
И тут понеслось, и навалилось, пошло в разнос, как говорят судовые
механики, а они люди немногословные (в машинном отделении очень
шумно и без того), а потому в отличие от штурманов так много матом
не разговаривают. Так вот для начала, проезжаю я, эдак, на зелёный
свет перекрёсток, мою машину легонько стукнул индус-таксист, поворачивающий
влево, то есть в мою сторону. Постояли, потолковали, полицию звать
не стали, решили разойтись по-хорошему, повреждения пустяковые,
пара царапин на моём бампере. Через некоторое время меня в письменной
форме вызывают на судебные разборки по факту нанесения серьёзных
повреждений такси и нарушения правил дорожного движения. Это вроде,
как я ехал на красный свет и несчастного таксиста смял всмятку,
так как ехал со скоростью более 100 км в час.
Неуютно мне стало на дорогах в Ванкувере, показалось, что водители
города тайно сговорились убить меня или, как минимум, изувечить.
То ли машина им моя не нравилась, то ли моя персона всех достала,
вот уж не знаю. А потянулась череда аварийных ситуаций на дороге
и дотянулась таки до аварии. Нормальному человеку такое представить
сложно, попросту не поверит, мистика. Ну как ещё можно объяснить
машины, вылетающие наперерез из глухих подворотен, грузовики, выезжающие
на противоположную сторону движения, автобусы, поворачивающие влево
с правой полосы и невидящие моего маленького 4-5 метрового "доджика"
размером не меньше, чем микроавтобус.
Я всё ждал и вот наконец-то дождался. Когда я проезжал перекрёсток
на зелёный свет при отсутствии машин в моей полосе, откуда-то справа
вдруг выскочил JEEP, погода была сильно дождливая, лужи - громадные
и моя машина со всеми её тормозами, словно на лыжах, въехала в подвернувшийся
JEEP. Жертв, как это ни странно, не было, водитель джипа был не
местный, попросту залётный лесоруб, сразу видно, в тайном сговоре
уничтожения моей машины не участвовал.
Все эти перипетии занимали почти всё моё свободное время и деньги.
Так как я работал на своей машине, которая после аварий дожидалась
ремонта, мне пришлось уйти с работы. Возникла у меня мысль: а не
пойти ли мне на поклон к господину welfare. С этого момента начинаются
настоящие "чудеса".
В один прекрасный дождливый, хмурый, ванкуверский день, я решился
попросить помощи у государства. Пришёл, попросил, заполнил нужные
бумажки, назначил интервью. На интервью пришли пораньше и долго
ждали в очереди. Ну не торопятся у нас в канадщине.
Представитель власти оказалась женского рода, китайской внешности,
с русским именем и еврейской фамилией. Бред!!! Первым словом, естественно
было предупреждение о том, что нам не положено какое-либо пособие
вообще и в частности. У нас были приняты затребованные заранее документы
и справки, кои мы предоставили в изобилии. На чём мы и были отпущены
с миром, пока! Через недельку нас осчастливили первым звонком из
вышеупомянутой многоуважаемой госорганизации.
Мадам с еврейской фамилией на китайском акценте попросила дополнительные
бумаги, видимо, у них там напряженка с бумажкой. А у нас ситуация
уже такова, что в пору только их бумаги и есть. Ну ладно, донесли
последнее, можно сказать, от себя оторвали. Идёт времечко, а ответа
нет. Решился поехать, поспрашивать о своём деле, мол, как там, чем
помочь, может ещё бумажки какой поднести, или ещё чего? А мне говорят,
что, оказывается, дело встало совсем и не сдвинется с места по той
причине, что, по сведениям госкомпьютера, меня и моей семьи в Канаде
не наблюдается в наличии. Не водятся таки, не завозили в этом сезоне.
Направили нас в иммиграционное бюро для подтверждения нашего статуса
и факта присутствия в Канаде.
Иммиграционный офицер смотрел на нас, как туристы смотрят на развалины
иерусалимского храма: вроде видно, что он был, но не верится. Мы
предоставили все документы, их тщательно проверили. Как ни странно,
они оказались абсолютно настоящими. После моего аккуратного внушения,
согласились, что возможно в базе данных компьютера произошёл сбой,
часть информации исчезла, испарилась. Нас заверили, что в ближайшее
время они восстановят записи, и всё уладится, о чём нам сообщат
в письменной форме и дополнительно проинформируют по телефону. Прошли
недели... Ответа нет... я опять собрался в поход за истиной. Прихожу,
а на меня смотрят невинным взором агнца. И началось всё с самого
начала: "... кто, зачем, почему, а как если проверить на подлинность
документы, а почему вас нет в нашем компьютере?"
У меня сначала челюсть отвисла, потом нервный тик начался, и вообще
я не помню, как я их там не поубивал, гадов.
На мои "просьбы" отозвался чуткий руководитель отдела,
в коем проходили эти разборки. Было обещано в ближайшие две-четыре
недели как минимум разобраться с моими делами. Объяснили, что дело
неординарное. Оказывается, в аэропорту исчезли записи о нашем прибытии,
и фактически нас не существует в Канаде! Так мы и стали "живыми
призраками", бродящими по Северной Америке.
Тем не менее, мы не стали унывать. Наслаждались пока прогулками
по осенним лесам и горам, исследуя новые места. За время всех этих
разборок и своеобразного дурдома, прошли все туристические тропы
в парке Belgara. В горах забываются неприятности и проблемы, это
даёт возможность отвлечься и набраться сил для преодоления свалившихся
напастей.
Послесловие...
Прошло пять лет, за это время в моей жизни многое изменилось, былые
переживания уступили место новым. Возможно, пять лет достаточный
срок, чтобы подвести итог этой истории, по-новому взглянуть на первый
опыт иммиграции в Канаде.
Как обычно водится в любом государстве, бюрократическая машина
работала своим привычным размеренным циклом. Не прошло и недели,
чуткий руководитель отдела выполнил своё обещание, дело пошло в
разработку специальной комиссии при министерстве иммиграции Канады.
Нас обрадовали официальным сообщением комиссии о принятии решения
о депортации в течение ближайших двух месяцев. В полученном под
расписку документе значилось, что мы можем продолжать пользоваться
пособием, которого нам так и не дали. Основанием решения комиссии
о депортации моей семьи в соответствии с параграфами законодательства
выбраны подходящие пункты. А именно, нежелание трудиться и обман
государства. Дело в том, что наше обращение в государственные инстанции
с прошением пособия предоставляемого иммигрантам в случае отсутствия
средств на существование, было рассмотрено, как не желание трудиться
и обеспечивать свою семью. Обман государства заключался в том, что
мы оформлялись, как независимые иммигранты и обязаны себя обеспечивать
по приезду. Именно по этому от иммигрантов требуют предъявления
минимальной суммы денег достаточной по их расчётам на первое полугодие.
Правда, мы обратились за помощью через восемь месяцев после приезда,
но это ни сколько не смутило комиссию.
Пришлось брать подтверждение от китайской леди с еврейской фамилией,
что моя семья не одного дня не получала пособия и не собирается
впредь беспокоить государство такими растратами. К счастью, мою
машину починили, друзья одолжили денег на ремонт, я смог вернуться
на свою прежнюю работу. Мой работодатель дал мне официальное письмо,
что я уже приступил к работе после перерыва вызванного вынужденным
ремонтом машины.
Все эти бумажки я направил в комиссию, которая через пару месяцев
отменила своё решение о депортации моей семьи. Через полгода выяснялось,
что служащий аэропорта, оформлявший наш приезд в Ванкувер, работал
сверхурочно, был уставшим, дело проходило поздно вечером, он просто
забыл внести наши данные в компьютер. Конечно, никаких извинений
не последовало. Нас обрадовали снятием, каких либо претензий и восстановления
законного статуса постоянных жителей Канады.