Судомеханический факультет (СМФ) был создан в 1944 году. Существенный
вклад в становление и развитие факультета внесли его ведущие
преподаватели, возглавлявшие факультет в разные годы: доценты
А. В. Голынский, А. Г. Савельев, В. Г. Ермилов, П. И. Струмпе,
В. М. Шелученко, В. И. Романовский, В. Ф. Осташенков, профессора
Г. А. Давыдов, И. В. Возницкий, И. И. Костылев. В становлении
факультета большую роль сыграли П. П. Акимов, М. К. Овсянников,
В. А. Семека, В. Ф. Сыромятников, С. В. Кошкин, В. И. Енин.
С 1989 года факультет возглавляет доцент А. С. Пунда.
За годы существования факультета было подготовлено более
4500 инженеров-механиков на очном отделении и свыше 2000 -
на заочном. Судомеханический факультет готовит инженеров -
судовых механиков по специальности: эксплуатация судовых энергетических
установок со специализацией по эксплуатации судовых ядерных
энергетических установок.
Кафедра материаловедения и технической
эксплуатации флота
Кафедра создана в 1950 году. Среди руководителей кафедры
были доцент В. И. Романовский, почти 20 лет возглавлявший
кафедру и к. т. н. В. С. Гаврилов. В 1998 году начальником
кафедры был избран доцент А. М. Никитин.
Среди преподавателей, работавших на кафедре в разные годы,
были доценты В. И. Романовский, В. М. Шелученко, А. И. Волков,
М. М. Гальперин, Ю. С. Самойлов, В. Б. Непомнящий, преподаватели
и ассистенты П. Г. Егоров, Е. П. Лагаш, В. И. Лях, А. Б. Дежинов,
Г. В. Батусов. Научно-техническая литература, учебники и учебные
пособия, выпущенные кафедрой насчитывают более 10 наименований.
В 1978 году на кафедре вышел в свет учебник "Организация,
планирование и управление технической эксплуатацией флота",
был также разработан курс "Техническое обеспечение безопасности
судов", который подготовил доцент М. М. Гальперин.
В настоящее время кафедра проводит научные исследования по
повышению надежности контактирующих поверхностей судовых машин,
повышению надежности пары трения "коленчатый вал - рамовые
подшипники", повышению надежности пневморессор выхлопных
клапанов малооборотных дизелей, по обеспечению работоспособности
действующих устройств судов и совершенствованию системы технического
обслуживания судов. Традиции предыдущих поколений преподавателей
продолжают профессора В. С. Гаврилов, Э. К. Блинов, доценты
А. М. Никитин (начальник кафедры), В. Г. Покудин, А. Ф. Жаворонков,
Ю. А Зорин, ассистенты М. С. Рубцов, М. С. Пушкин.
Кафедра двигателей внутреннего сгорания и
автоматизации СЭУ
Кафедра была создана в 1996 году в результате объединения
кафедр судовых турбинных установок и автоматизации СЭУ и судовых
двигателей внутреннего сгорания.
Ее начальниками были доценты А. В. Голынскии, В. И. Зайцев,
В. П. Шмелев, профессора Ф. Б. Танантар, Н. В. Петровский,
В. А. Семека, Л. А. Самсонов, С. В. Камкин.
В настоящее время на кафедре работают профессора И. В. Возницкий,
Л. А. Самсонов, доценты А. С. Пунда, Г. А. Попов, Н. Т. Апостолов,
В. П. Бусыгин и др.
Большое значение для подготовки высококлассных специалистов
имеет лабораторная база кафедры, развитию которой способствовали
В. П. Шмелев (начальник лаборатории), Г. А. Мальченко, Е.
А. Анискович, А. А. Грин, В. Н. Кожухаров. На современном
этапе согласно конвенционным требованиям ПДМНВ и МКУБ СЭУ
отрабатываются на тренажерах Diesel Sim и Ship Analitic, используются
также компьютерные программы для расчета рабочего цикла, моделирования
процесса газообмена в цилиндрах ДВС с прямоточно-клапанной
продувкой, обоснования выбора эффективных режимов ЭСЭУ.
При активном участии проф. И. В. Возницкого, начальника лаборатории
В. В. Данина и инженера-лаборанта В. Н. Кожухарова лаборатория
оснащается новейшими дизелями "Катерпиллер", оборудованными
электронными системами управления и автоматического регулирования.
В разработке системы обслуживания дизелей "CAT"
успешно работают начальники кафедр А. М. Никитин и А Л. Лемещенко.
Основными дисциплинами кафедры являются: судовые ДВС, эксплуатация
СЭУ, автоматизация СЭУ и основы автоматики. В 90-х годах научные
интересы кафедры в основном были сосредоточены на вопросах
безопасности СЭУ и технической мореходности судов. Такая направленность
в полной мере соответствует конвенциям МАРПОЛ, МКУБ, ПДМНВ
и отвечает углублению знаний в вопросах обеспечения безопасности
управления и эксплуатации судов.
Кафедра теплотехники, судовых котлов и вспомогательных
установок
В 1945 году была организована кафедра термодинамики и теплопередачи.
Претерпев различные реорганизации и трансформации на протяжении
своей полувековой истории, к 1996 году она сформировалась
как кафедра теплотехники судовых котлов и вспомогательных
установок ТСК и ВМ. Начальником кафедры в настоящее время
является проф. И. И. Костылев.
В разное время на кафедре термодинамики и СЭУ работали и
работают профессора П. П. Акимов - автор первого учебника
по судовым силовым установкам, В. И. Дмитриевский, участник
строительства Волховской ГЭС; П. С. Емельянов, В. А. Петухов,
М. К. Овсянников - авторы учебников, справочников, монографий,
научно-технических статей по эксплуатации СЭУ и судовой энергетике,
доценты В. Г. Ермилов - автор учебника по конденсационным
и теплообменным аппаратам, А. Г. Савельев - специалист по
судовым паросиловым установкам и паровым котлам, Н. В. Нестеренко,
Г. Ф. Никулин, А. Н. Калиниченко; преподаватели М. В. Дятлов,
А. В. Король - начальник лаборатории по теплопередаче.
На кафедре судовых котлов и вспомогательных установок в разное
время работали и продолжают работать профессора В. И. Енин
- автор монографий, учебников и учебных пособий по судовым
паровым котлам; почетный работник ММФ Н. И. Денисенко; доценты
Б. С. Карандашов, Г. М. Швецов, В. А. Донбик, Н. В. Ладин
(автор учебников для морских вузов по холодильным установкам);
преподаватели В. С. Степанов, С. Е. Калинин, А. В. Кругляникин.
Кафедра прикладной механики и инженерной
графики
Еще в 1945 году была основана кафедра сопротивления материалов.
В результате реорганизаций в 1997 году образовалась существующая
ныне кафедра. Она имеет лаборатории сопротивления материалов,
теории машин, механизмов и деталей машин, метрологии, а также
чертежные кабинеты с необходимым оборудованием, приборами
и инструментом для изучения теории, проведения лабораторных
работ и практических занятий по дисциплинам кафедры.
Среди научных направлений, разрабатываемых кафедрой, наиболее
важными являются: расчетно-экспериментальное исследование
параметров тепловой напряженности деталей судовых ДВС; безопасная
укладка, крепление и транспортировка крупнотоннажных контейнеров
на специализированных судах; разработка методики и рабочих
документов для оценки технического состояния элементов аппарельных
устройств и носовых закрытий судов типа "Ро-Ро";
прочность многооборотных средств крепления грузов на судах;
виброконтроль и средства измерения на морских судах.
Кафедра судовых ядерных энергетических установок
Кафедра основана в 1980 году, как логический результат 22
лет работы Судомеханического факультета по подготовке кадров
для атомных судов. К моменту официального открытия кафедры
уже был положительный опыт организации и проведение подготовки
экипажа для первого в мире надводного атомного судна а/л «Ленин»
(1958 г.) и первого экипажа на головной ледокол второго поколения
а/л «Арктика» (1973 г.).
Первым начальником кафедры был профессор В.А. Кузнецов, принявший
активное участие в организации и подготовке кадров для атомных
судов гражданского назначения. И на сегодняшний день профессор
В.А. Кузнецов, заслуженный работник высшей школы, отмеченный
многими правительственными наградами, является ведущим преподавателем
кафедры. За годы существования кафедры сложился коллектив
высококвалифицированных преподавателей, способных успешно
готовить инженеров не только на атомные суда, но и любые другие
атомные объекты. На сегодняшний день кафедру возглавляет профессор
А.Ю Ластовцев, который продолжил накопленные положительные
традиции и придал новый импульс развитию кафедры. Коллектив
преподавателей, работающих на кафедре, имеет высокую профессиональную
квалификацию и способен решать актуальные научно-технические
задачи по оптимизации эксплуатации реакторных установок и
теплотехнического оборудования судов с ЯЭУ.
Кафедра является единственной не только в России и СНГ, но
и в мире. Она осуществляет первичную вузовскую подготовку
специалистов для судов гражданского атомного флота.
В учебном процессе успешно используются тренажеры, установленные
непосредственно в лабораториях кафедры и тренажерном центре
атомного флота ОАО «Мурманское морского пароходство» (п. Стрельна).
Основные направления исследований связаны с анализом проблем
эксплуатации и оптимизацией режимов эксплуатации тепло-механического
оборудования атомных судов и ЯЭУ в целом. Также кафедра ведет
подготовку по ряду учебных дисциплин инженеров-судомехаников
(специальность «Эксплуатация судовых энергетических установок»
и специализация «Эксплуатация судовых ЯЭУ»), подготовку по
ряду дисциплин инженеров-электромехаников (специализации «Эксплуатация
электрооборудования и средств автоматики судов с ЯЭУ» и «Эксплуатация
измерительных и управляющих комплексов судов с ЯЭУ»), дополнительную,
дополнительную специальную подготовки и повышение квалификации
по вопросам эксплуатации и ремонту атомных судов гражданского
назначения. Преподаватели кафедры принимают активное участие
в организации и проведении дополнительной послевузовской подготовки
на Специальных курсах командного плавсостава действующих атомных
судов и специалистов ремонтно-технологического предприятия
атомного флота. Осуществляется организационная и методическая
работа по подготовке первого экипажа для строящегося атомного
ледокола «50 лет Победы». Дополнительная подготовка и повышение
квалификации осуществляется по следующим программам:
- Специальные курсы дополнительного обучения командного состава
судов с ЯЭУ (атомные ледоколы);
- Ядерная и радиационная безопасность при ремонте судовых
ЯЭУ (курсы повышения квалификации);
- Системы электродвижения (курсы повышения квалификации);
- Перевозка ядерных материалов (курсы повышения квалификации);
- Перевозка и хранение ядерных материалов (курсы повышения
квалификации)