Первый
набор на электромеханическую специальность состоялся еще в 1944
году, но фактически электромеханический факультет (ЭМФ) существует
с осени 1945 года. Первым деканом (до 1956 года) был П. Л. Сивере,
тогда же была организована объединенная кафедра под руководством
проф. В. И. Полонского. Перед факультетом встала сложная задача
- определить профиль подготовки инженера-электромеханика, разработать
специальные дисциплины, отражающие специфику судового электрооборудования,
т. е. создать курс судовой электротехники. К преподавательской
работе были привлечены проф. А. Б. Хайкин, доценты О. Е. Гольдин,
Г. Я. Пинес, к. т. н. И. Н. Кротов, преподаватели С. Д. Волобринский,
П. Я. Рябинин, Н. Н. Никифоровский, Е. К. Мезин, М. И. Алябьев,
Б. И. Норневский, Г. Е. Гуревич, Н. Л. Карнюшин, А. А. Савичев,
В. П. Ащеулов.
Впоследствии профессорско-преподавательский состав пополнили
профессор В. Н. Абрютина, доценты С. Г. Гинзбург, Ю. А. Рейнгольдт.
Многие из преподавателей и сегодня трудятся в академии. На
должности декана П. Л. Сиверса сменил доцент А. В. Горелейченко,
заместителем которого в течение многих лет был инженер А.
Н. Ковалев.
За годы существования электромеханического факультета число
кафедр возросло до четырех: теоретических основ электротехники,
электрических машин, электрооборудования судов, электродвижения
судов.
Деканами электромеханического факультета были А. И. Белькевич,
А. Б. Хайкин, Ю. К. Тимофеев, заместителями А. М. Шатунов
и А. И. Стрелков. Руководителями кафедр - профессора Б. Е.
Коник (кафедра ТОЭ), В. И. Полонский и А. Б. Хайкин (кафедра
электрооборудования судов и электрических машин).
Многие годы в области электротехники были широко известны
фамилии ученых-преподавателей П. Л. Сиверса, В. И. Полонского,
С. Г. Гинзбурга, Б. Е. Коника, Ю. А. Рейнгольда, В. Ю. Горяинова,
А. В. Горелейченко, Н. Н. Никифоровского, Е. К. Мезина, Э.
П. Штумпфа, А. Б. Хайкина, научные и педагогические традиции
которых продолжают профессора Н. Е. Жлдобин, С. Е. Кузнецов,
А. П. Баранов, В. В. Романовский, Ю. К. Тимофеев, С. П. Семенов,
Ю. Г. Татьянченко, А. М. Бабаев, Л. А. Малышев доценты В.
Я. Яюдкин, Л. А. Лемин В. Ф. Мищенко, А. П. Крылов, Ю. В.
Попов
В настоящее время на факультете три кафедры: теоретических
основ электротехники (ТОЭ), электродвижения и автоматики судов
(ЭДАС) и судовых автоматизированных электроэнергетических
систем (САЭЭС)
Кафедра электродвижения и автоматики судов
На кафедре электродвижения и автоматики судов (ЭДАС) проводятся
научно-исследовательские работы по использованию магнитоупругого
эффекта в судовых системах автоматического управления и контроля.
Благодаря данным исследованиям решены многие технические проблемы
в этой области. Разрабатываемые темы составляют общее научное
направление - автоматизация процессов управления на основе
магнитоупрутих явлений в ферромагнитных конструкциях морских
судов.
На основе проведенных исследований и разработок был создан
прибор по комбинированной защите асинхронных электродвигателей
и получены два авторских свидетельства на изобретения, изготовлены
и установлены на судах шестьдесят пять автоматических систем
измерения, контроля и управления.
В настоящее время на кафедре ЭДАС продолжаются работы и по
другим научным направлениям, связанным с современными системами
электродвижения и автоматизированными электроприводами морских
судов. Сотрудниками кафедры в последние годы подготовлены
три монографии, написаны десятки статей, четыре учебных пособия,
получено семнадцать авторских свидетельств и патентов на изобретения.
Кафедра теоретических основ электротехники
Кафедра теоретических основ электротехники (ТОЭ) была создана
в 1946 году. Становление научной работы кафедры шло по двум
основным направлениям. Одно из них осуществлялось в рамках
лаборатории телеизмерений. В 50-е и 60-е годы лаборатория
занималась разработкой автоматических метеостанций для Арктики.
Тогда же были созданы судовые телеизмерительные метеостанции
типа СТМС-60. В работе принимали участие доценты А. В. Горелейченко
(лауреат Государственной премии), В. В. Трояновский, научные
сотрудники С. П. Семенов, Г. И. Давыденко, Э. Ю. Богачев,
А. П. Олейник, Б. А. Гольцов, И. И. Соломонова. В конце 60-х
годов по заказам ЦНИИСЭТ были разработаны и испытаны на судах
измерительные информационные системы централизованного контроля
основных параметров судовой электроэнергетической системы.
В 70-е годы по заказу Кировского завода была создана цифровая
автоматическая система измерения тепловой мощности. Для судов
типа "Новгород" были разработаны средства контроля
для безвахтенного обслуживания машинного отделения, а также
средства технической диагностики систем автоматики и контроля
энергетической установки судов типа "Варнемюнде".
Другое научное направление кафедры связано с анализом магнитного
поля судовых электрических машин, судовым магнетизмом и электромагнитной
совместимостью Авторским коллективом под руководством проф.
Б. Е. Коника при участии А. В. Демагина, В. Ф. Мищенко, Б.
Е. Синдаловского, С И Борисова разработаны математические
модели и методики расчета вентильных двигателей, индукторных
машин, шаговых двигателей, тахогенераторов.
В содружестве с научно-исследовательской отраслевой лабораторией
судовой магнитоэлектродинамики были выполнены работы по анализу
электромагнитной обстановки современных судов и по судовому
магнетизму Результаты перечисленных научно-исследовательских
работ нашли отражение в докторских диссертациях, защищенных
Б. Е. Коником и В. Т. Гузеевым.
Кафедра судовых автоматизированных электроэнергетических
систем
В 1946 году на электромеханическом факультете ЛВИМУ была
образована кафедра электрооборудования судов, преобразованная
в 1984 году в кафедру судовых автоматизированных электроэнергетических
систем (САЭЭС).
В период становления кафедры там работали В. П. Ащеулов,
В. Н. Абрютин, Д. И. Гецов, С. В. Зудов, Н. А. Ометов, В.
И. Полонский, Н. Н. Никифоровский, Ю. А. Рейнгольдт.
Много сил отдали педагогической работе на кафедре электромеханик
первого разряда З. М. Федорова, А. М. Бабаев, П. М. Банков,
А. И. Белькевич, В. М. Ушаков, Е. А. Шеинцев, Ю. Г. Татьянченко.
В 1959 году на кафедре был написан первый учебник авторами
В. П. Ащеуловым и А. М. Байрашевским.
Среди руководителей кафедры были П. Л. Сивере, А. П. Баранов
- руководитель научной школы судовых автоматизированных электроэнергетических
систем и их эксплуатации. С 1998 года кафедрой САЭЭС руководит
С. Е. Кузнецов. Преподаватели кафедры внесли большой вклад
в становление морского образования в Дальневосточной ГМА им.
адм. Г. И. Невельского, в Новороссийской ГМА, в Камчатском
государственном техническом университете, в морских учебных
заведениях Польши и Кубы, они участвуют в работе Санкт-Петербургского
государственного университета водных коммуникаций и Морского
технического университета, а также Калининградского технического
университета.
С 1948 года по настоящее время на кафедре выполняются хоздоговорные
и госбюджетные научно-исследовательские работы по различным
направлениям. Это прежде всего исследование режимов работы
и модификация систем автоматического регулирования напряжения
судовых синхронных генераторов, разработка валогенераторных
установок судов и технических средств контроля и диагностирования
изоляции СЭЭС, электроснабжение судов от береговой сети и
др.
По результатам научных работ, выполненных на кафедре, издано
более двадцати учебников и монографий, защищены многие кандидатские
и докторские диссертации.